ЛИЦО

ЛИЦО (лат. «persona») – философский и богословский термин, который обозначает целостного человеческого индивида; индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; в христианском богословии употребляется также для обозначения Ипостасей единого Бога. Первоначальное значение греческого слова, означающего «лицо», соответствует внутренней форме – «то, что находится напротив глаз [другого] или направлено к глазам». Слово «persona» некоторые исследователи возводят к этрусскому «phersu», которое связано с представлением о ритуальной или театральной маске. Учёные расходятся во мнениях – какое слово первым восприняло обобщающее значение индивида. Морис Недонсель считает, что сначала значение индивида приобрело греческое слово, Дж. Д. Линч оспаривает это мнение: по его наблюдениям, греческое слово, никогда не утрачивая своего первоначального значения лица как части тела, одновременно приобрело смысловую нагрузку характера человека, его роли и индивида в целом под влиянием термина «persona» в процессе культурного обмена и благодаря проживанию ряда греческих авторов в Риме. При этом исследователи не исключают, что имело место и естественное постепенное расширение значения слов в обоих языках. Греческое слово «прошло примерно тот же путь семантического развития, что и древнерусское «лице», поэтому уже в древних переводах слово «лице» соответствует греческому слову едва ли не во всех значениях», являясь «неизменным эквивалентом греческого». Исследователи полагают, что славянское «лицо» (или «лице»), возможно, стало указывать на человека, личность именно под влиянием греческого слова; существовало также влияние на русское слово «лицо» латинского слова «persona», которое зафиксировано в древнерусских текстах уже в XIV в. (в варианте «парсуна») в значении «лицо», «личность». Слово «лицо» могло иметь также и значение «отдельный человек, личность» («Словарь русского языка XI–XVII вв.». М., 1981 г., выпуск 8). Несмотря на всё многообразие смысловых оттенков, слово «лицо» (или «лице») в средневековой Руси по многим своим значениям соответствовало латинскому и греческому понятиям. По мнению Александра Михайловича Камчатнова, «у слова «лице»… происходит постепенное метонимическое замещение предмета его частью, и это слово начинает обозначать телесно-духовную сущность в живом единстве внешней и внутренней её сторон» (исследователи полагают, что подобное можно утверждать и об истории латинского и греческого эквивалентов слова). В древнегреческом языке это слово могло означать лицо человека, его наружность, внешний вид и маску. Исследователи полагают, что значение «маска» вторично и является со времени Аристотеля и Демосфена лишь ещё одним смысловым расширением понятия, появляющимся естественным образом и понимаемым как некое «второе лицо».

 



 
PR-CY.ru