ЛИЦО - Страница 3

Исследователи полагают, что важно отметить смену фитного начертания лицевым для некоторых мелизматических формул. Фиты древних «Стихирарей» могли заменяться на лицевые начертания, например, в стихире на Рождество Богородицы «Днесь неплодная врата» фита в рукописи Исторического музея, но лица – в рукописи Российской государственной библиотеки, 1510 гг.; начальная фраза в догматике второго гласа записывалась с помощью тайнозамкненного начертания фиты (Российская государственная библиотека, 1613–1645 гг.), однако впоследствии она была заменена на лица (Российская государственная библиотека, вторая четверть XVII в.). Исследователи находят примечательным, что за редким исключением лица мелизматического типа не имели названий – в отличие от фит и так называемых лиц-попевок (исключения: «Лицо стрельностатийно», «кокиза»). Исследователи полагают, что подобные разделы теоретических руководств имели разные подзаголовки, в которых употреблялся и термин «лицо», при этом в разных значениях: во-первых, как указание на мелизматическую формулу («различно знаменные попевки и сокровенно различные лица» – Исторический музей, конец XVII в.), во-вторых, подразумевалось собственно её начертание («выписка розводным фитам, мудрым строкам и тем розводным фитам и мудрым строкам лица» – Исторический музей). Исследователи полагают, что, вероятнее всего, только с XVIII в. подобные лицевые формулы стали выделяться в отдельные разделы (Российская государственная библиотека, третья четверть XVIII в., и др.), где их располагали по гласам с разводами: слева лицо в виде тайнозамкненной записи, справа её «разводное» начертание. В такие подборки лица нередко входили и так называемые лица-попевки. По мнению исследователей, это свидетельствует о том, что теоретики в этот период уже не различали эти лицевые формулы. Действительно, обе разновидности лицевых мелизматических оборотов сходны по своей роли в мелодическом движении: бóльшая часть лиц и лиц-попевок, как правило, являются неразрывной частью мелодической ткани песнопения, в отличие от другого типа мелизматических формул – фит, которые всегда представляют собой орнаментированную вставку. По мнению исследователей, в таких сводах количество лиц весьма велико, поскольку детализируется их запись; нередко весьма сходные между собой мелизматические обороты получают индивидуальное лицевое начертание. Исследователи отмечают, что лица классифицированы по знаменному осмогласию, однако существует ряд лиц, используемых во всех гласах. Количество лиц в каждом гласе различно: наиболее богатыми являются восьмой и шестой, в то время как третий и седьмой гласы имеют весьма незначительное число лиц. По мелодическому содержанию лица представляют собой длительно распетые мелодии на два – пять слогов текста (от 3 до 20 звуков на слог). Несмотря на разнообразие мелодических моделей лиц, существует группа идентичных или близких окончаний их распевов, в некоторых случаях совпадающих с типовыми каденционными построениями фит. Кроме того, внутри одного гласа часто встречаются лица, являющиеся более или менее протяжёнными вариантами друг друга. Отдельно исследователи отмечают группы лиц, которые не были кодифицированы в теоретических руководствах, но выявляются благодаря анализу тайнозамкненной и разводной записей песнопений, например, лица большого распева, а также псалмовые лица «Обихода».



 
PR-CY.ru