ЛИЦО

ЛИЦО – в древнерусском певческом искусстве – «тайнозамкненная» формула знаменного распева, в графическом начертании которой в сжатом виде изложено мелодическое содержание более или менее продолжительного оборота, как правило мелизматического. Исследователи полагают, что происхождение термина связано с названием византийских больших ипостасей (греч. – лицо, сущность), обозначающим группу знаков византийской нотации, не имеющих интервального значения и предполагающих более или менее развитую мелодическую формулу, преимущественно мелизматического типа. В знаменной нотации, происходящей от византийской, ипостаси стали использовать как самостоятельные знаки, а также включали в графическое начертание лица (например, катавазма или ксирон клазма). Уже в древнерусских рукописях XII–XIII вв. исследователи встречают последовательности знаков нотации с включением полкулизмы (соответствует византийской ксирон клазме), указывающие на формирование формульного состава знаменного распева. Ко второй половине XV в. из этих архаичных графических начертаний сформировался корпус мелодических формул лицевого типа, которые послужили «строительным материалом» для песнопений столпового знаменного распева. Запись различных формул впоследствии была уточнена, и каждая из них приобрела своеобразный графический облик; с начала XVII в. в теоретических руководствах они перечисляются с названиями (кулизма, долинка, перевивка и др.). В научной литературе такие лица часто именуются «лицами-попевками». Этот термин, введённый Максимом Викторовичем Бражниковым, означает наличие в записи попевки знаков нотации, прочитываемых особенным образом. Однако группа «лиц-попевок» содержит не только графические обороты с использованием знаков византийских ипостасей, но и сочетания простых знаков, исполняемых не по азбучному значению, и соответственно также являющихся «тайнозамкненными» (например, мережа). Исследователи отмечают, что в последнем случае требуется изучение истории формирования такого прочтения в сравнении с византийскими певческими рукописями разного времени. Исследователи отмечают, что, строго говоря, подобные формулы не являются лицами, хотя, судя по подзаголовкам теоретических руководств XVIII в., они были отнесены к этой категории уже древнерусскими распевщиками. Также исследователи отмечают отличие лиц мелизматического типа от так называемых лиц-попевок, для которых характерна меньшая распевность слогов, а также традиционная проодическая организация (или структура) мелодической формулы, в то время как лица мелизматического близки по функции к орнаментированной вставке. Уже в XII в. складывается группа лиц мелизматического типа. Например, в евангельских стихирах древней редакции («Благовещенский кондакарь» Российской национальной библиотеки; «Стихирарь» Исторического музея) регулярно используются комбинации знаков со змиицей – с разновидностями стрел, со сложитием, статьёй.

 



 
PR-CY.ru