ЛЮБЛИНСКОЕ БРАТСТВО - Страница 4

Верная своим обязательствам волынская шляхта через своих послов на сеймах 1639–1646 гг. постоянно требовала возвращения храма в Люблине православным. Заинтересованный в её поддержке король Владислав IV Ваза неоднократно отдавал соответствующие распоряжения, но они не выполнялись и опротестовывались Мефодием (Терлецким). Положение изменилось после побед Богдана Михайловича Хмельницкого и заключения Зборовского мира. Уже в обращении Б.М. Хмельницкого к королю от 12 июня 1648 г. возвращение православным храма в Люблине было одним из требований Войска Запорожского. В дипломе короля Яна II Казимира от 12 января 1650 г. предписывалось возвратить православным церковь в Люблине, построенную шляхтой. Этот же диплом подтверждал права, которыми пользовались раньше православные братства. Для осуществления принятого решения находившийся в Варшаве православный Киевский митрополит Сильвестр (Косов) послал в Люблин архимандрита Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Дионисия. С ним власти отправили инстигатора коронного Д. Житкевича с отрядом из 50 драгун, т.к. в то время власти Речи Посполитой уклонялись от столкновений с Б.М. Хмельницким. 22 января архимандрит Дионисий занял храм, в котором остались одни голые стены. 25 января прибывший в Люблин митрополит совершил апервую службу в Спасо-Преображенской церкви. При храме снова стала действовать православная обитель, в которой поселились пять монахов во главе с игуменом Саввой (Попелем). Однако православным храм в Люблине принадлежал недолго. После поражения казацкого войска под Берестечком 29 июля 1651 г. король приказал передать храм униатам. Д. Житкевич изгнал из храма и монастыря православных, не дав взять «ни хлеба куса». Православным священникам и монахам пришлось скрываться, а православные мещане Люблина снова остались без окормления. При созыве в 1652 г. сейма послы Запорожского Войска и волынской шляхты требовали вернуть храм православным, но безрезультатно. Положение ненадолго изменилось, когда в октябре 1655 г. Люблин заняло русско-украинское войско во главе с Петром Ивановичем Потёмкиным и Даниилом Евстафьевичем Выговским. Церковь была передана православным, более того, городские власти обязались предоставить православным мещанам места в магистрате. Однако войско вскоре ушло, в Речи Посполитой восстановились традиционные порядки, и православные в Люблине подверглись репрессиям. В послании киевского духовенства царю Алексею Михайловичу летом 1658 г. говорилось, что в «Люблине и Сокале мужей православных... множае ста человек избиша зле» (Акты Юго-Западной Руси, часть 4). Возвращение православным церкви в Люблине было одним из требований Запорожского войска при обсуждении в 1658–1659 гг. условий, на которых Войско могло бы вернуться под власть Речи Посполитой. При утверждении сеймом в 1659 г. Гадячского договора король Ян II Казимир 5 июля отдал распоряжение о передаче храма православным. Осуществить это должна была комиссия, в состав которой вошли такие волынские шляхтичи, как С. Ледоховский, Н. Глоговский, С. Иваницкий.

 



 
PR-CY.ru