ЛЬВОВСКОЕ УСПЕНСКОЕ БРАТСТВО - Страница 12

С 1585 г. Мина активно помогал Львовскому Успенскому братству в сборе средств для выкупа типографии Ивана Фёдорова. В документе 1588 г. он назван типографом, в 1592 г. – «учёным друкарём». Монах Мина (так же как и Иван Друкаревич) пострадал от действий епископа Гедеона (Балабана). В 1589 г. епископ напал на братскую школу, разогнал учеников, опустошил типографию, монаха Мину «оковавши, волочил и по ямах своих сажал». Позднее братской типографией руководили выдающиеся деятели украинской культуры: Памва (Берында; 1616 г.), Андрей Скульский (1630–1632, 1641–1643 гг.), Михаил Слёзка (1634–1637, 1643–1651 гг.). Первыми изданиями братской типографии исследователи называют две грамоты, отпечатанные 23 января 1591 г. на одном листе: слева – грамота Константинопольского патриарха Иеремии II с просьбой о «вспоможении» для нужд братства, в том числе «штанбу от рук еврейских искупити», датированная ноябрём 1589 г., справа – окружное послание Киевского митрополита Михаила (Рагозы) и Львовского епископа Гедеона (Балабана) от 20 июня 1590 г. Грамоты отпечатаны острожским шрифтом Ивана Фёдорова. Через десять дней была издана «Просфонима». В том же году вышла грамматика «Адельфотес». За двухвековую историю типографии в ней было издано почти 200 наименований книг практически всех литературных жанров того времени. В 1589 г. братчики видели две основные цели у типографии: печатать «священния и церковния книги» («Псалтыри, Апостолы, Минеи же и Триоди, Служебники, Синиксары, Евангелия, Метафрастов, панигирика, хроники, сиречь летописцы, и прочая книги, Часослов»), а также книги, «училищу потребныя» («граматику, пиитику, риторику и философию»). В 1591–1616 гг. исследователям известно 13 изданий, из них два использовались при обучении грамоте: «Часослов» и «Псалтирь». Были изданы полемический трактат Мелетия Пигаса «О христианском благочестии», сборники «О священстве» и «О воспитании чад», приписываемые Иоанну Златоусту. В 1614 г. были напечатаны постановления Виленского Собора Киевской митрополии 1509–1510 гг. Братство публиковало грамоты иерархов и собственные послания (например, грамоту 1608 г. для сборщиков пожертвований в пользу братства). В первой половине XVII в. братская типография напечатала ряд школьных декламаций, панегириков. В 1630–1648 гг. основная работа типографии заключалась в подготовке изданий богослужебных книг. Большое внимание уделялось точности текстов, их соответствию греческим оригиналам, для чего привлекались рукописи и греческие книги. В предисловии к изданию Октоиха 1630 г. отмечено: «Обретохом ю (книгу Октоих) в разнствии велицем, зане нерадением, паче же неискуством многим в нас писцев от антиграфов греческих и самаго разума далече отстоящу, в многих же тропарех и речениах не согласующуюся. Темже судихом в опасное и совершенное исправление благоумным в греко-еллинском языку искусным в нас мужем вдати». Публикуя литургические книги, издатели помещали в них эпиграммы, стихи, посвящения разным лицам, в предисловиях и послесловиях братство обращалось к читателям с актуальными проблемами, волновавшими современников. В 1642 г. было опубликовано сочинение Сильвестра (Косова) «О тайнах церковных». Работа типографии Львовского Успенского братства во время восстания под руководством Богдана Михайловича Хмельницкого была остановлена.

 



 
PR-CY.ru