ЛАЛИБЭЛА, Лалибала - Страница 5

Церковь Голгофы одна из немногих в Эфиопии декорирована скульптурными горельефами святых. В арочных нишах южной и северной стен в полный рост изображены семь святых с посохами, увенчанными крестами, и, как полагают исследователи, свитками. Некоторые скульптуры сильно повреждены. Здесь же сохранились остатки росписей: орнаменты и изображение неизвестной святой (предположительно святой Иулитты). В северо-восточном углу вырезана ступенчатая платформа, у основания которой находится ниша в полу, считающаяся могилой царя Лалибалы. В нише северной стены на платформе расположен кенотаф с рельефом лежащего Христа, символизирующий Гроб Господень. Рядом на стене высечен рельеф с фигурой ангела. В этих образах исследователи видят символику уподобления царя Лалибалы Христу. В южной стене храма есть небольшая комната, известная исследователям как «Темница Иисуса» (здесь вырезано окно во двор). В юго-восточном углу церкви Голгофы – проход в часовню Святой Троицы, самую священную часть комплекса. Доступ сюда разрешён лишь лицам высокого духовного сана. Тем не менее, благодаря фотосъёмке учёные имеют представление о её интерьере. Это – небольшое помещение, свод которого поддерживает высеченный по центру прямоугольный столб. Почти половину комнаты занимает ступенчатая платформа, на которой высечены три монолитных алтаря, имитирующие конструкцию деревянных манбаров. В основании центрального алтаря на каждой из четырёх сторон высечены фигуры с телом ангела и с головой соответственно – льва, тельца, орла и с западной стороны – человека. Это изображение Тетраморфа, Четырёх Животных (Арбаытэ Ынсыса), поддерживающих Трон Господа, известных по видению пророка Иезекииля (Иез. 1:4–28). Позади за каждым из алтарей в стене высечены ниши с плохо сохранившимися рельефами. По мнению К. Лепажа и Ж. Мерсье, изучивших надписи на алтарях, в северной нише расположено ростовое изображение Христа, в южной – антропоморфной фигуры и рядом голубя, как символа Святого Духа, а в центральной – трон Бога Отца. К. Лепаж и Ж. Мерсье считают, что это – единственная часть комплекса Лалибэлы, которая не была обнаружена войсками Ахмада Граня и не пострадала от нашествия джихадистов в XVI в. К юго-восточной группе исследователи относят: Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль (церковь архангелов Гавриила и Рафаила). Со стороны главного, северо-западного фасада в скальном основании вырезан глубокий (около 17 м) двор с подземной цистерной. В основании здания – две высокие массивные платформы. Фасад (30×17 м) декорирован чередованием восьми крестообразных в плане полуколонн и семи арочных ниш с килевидным завершением, отдалённо напоминающих исследователям силуэты аксумских стел. В арочных нишах вырезаны небольшие окна той же формы. Внутреннее пространство разделено на два зала стеной. Восточная часть двухнефная, неправильной прямоугольной формы, в северо-восточной части находится алтарная комната с дополнительным помещением с восточной стороны. В юго-восточной стене расположен проход в другой прямоугольный двор. Церковь впервые упоминается лишь в XVIII в. Её неправильный план с единственным столбом по центру указывает на то, что это сооружение осталось незавершённым. По мнению К. Лепажа и Ж. Мерсье, оформление здания и наличие глубокого рва свидетельствует о влиянии архитектуры укреплённых ближневосточных и египетских дворцов. Бетэ-Мэркоревос (церковь святого Меркурия) – вторая по величине (около 23×18 м) после Бетэ-Мэдхане-Алем церковь в Лалибэле, пятинефная.

 



 
PR-CY.ru