ЛАЛИБЭЛА, Лалибала - Страница 2

В этой связи чаще всего упоминаются церковь святого Меркурия, ориентированная не строго по оси «восток-запад», и церковь архангелов Гавриила и Рафаила с её слишком роскошным по сравнению с другими храмами Лалибэлы фасадом. Первоначально Лалибэла называлась Роха, что даёт исследователям прямую отсылку к арабскому наименованию сирийского города Эдесса – Эр-Руха (сир. Урхай), но никаких параллелей ни в архитектуре, ни в топонимике отдельных храмов у Лалибэлы с этим городом не прослеживается. Исследователям неясно, когда именно топоним Роха вышел из употребления. Некоторые исследователи находят значительное сходство между Аксумским собором Богоматери Сионской в том виде, в каком он существовал до разрушения его Ахмадом Ибрахимом аль-Гази (Гранем) в 1535 г., и собором Спасителя мира в Лалибэле, а также между церквами Дев в обоих культовых центрах и предполагают, что Лалибэла была призвана заменить Аксум в качестве места общеэфиопского паломничества. Остаётся открытым вопрос о том, на какие средства христианское Эфиопское царство, превратившееся после упадка Аксума в децентрализованное государство, где не осталось городов, не чеканилась своя монета, и безраздельно господствовало натуральное хозяйство, смогло построить храмовый комплекс, аналога которому неизвестно не только в аксумской, но и вообще в восточно-христианской архитектуре той эпохи, за исключением Византии. Исследователи предполагают, что Коптская церковь, испытавшая в конце периода Крестовых походов жёсткие гонения со стороны мусульманских властей, строго следивших за тем, чтобы новых христианские храмы на подконтрольной им территории не сооружались, направила накопленные ею средства на церковное строительство в свободной от исламского ига Эфиопии. Исследователи находят характерным, что эфиопская традиция связывает возведение Рохи как «Нового Иерусалима» со взятием Иерусалима султаном Салах-ад-Дином в 1187 г. Кроме того, на центральном столбе церкви Бетэ-Марьям, именуемом «Столп света», высечена арабская монументальная надпись, выполненная арабским шрифтом, за исключением написанного по-коптски слова «Христос»: «Смилуйся, Господи, над рабом Христа (Абд аль-Масихом?), который построил [эту] церковь». Вместе со всей поверхностью столба надпись покрыта особой завесой, как полагают исследователи, с момента основания церкви. По традиции считается, что таким образом сохраняется в тайне начертанная на «Столпе света» вся прошлая и будущая история мира, но напрашивается более тривиальное истолкование этого факта: закладная надпись была скрыта от посторонних глаз, чтобы какой-нибудь мусульманин не донёс властям Египта, что строительством храма в христианской Эфиопии руководил копт, и не возник вопрос, на чьи деньги оно осуществлялось. Первое подробное описание храмового комплекса Лалибэлы оставил капеллан Франсишку Алвариш, входивший в состав португальского посольства при дворе эфиопского царя Лебны Денгеля в 1520–1526 гг. Оно подтверждает эфиопское предание, согласно которому Грань, захвативший и разоривший Лалибэлу в 1533 г., не стал разрушать церкви, поражённый их красотой (исследователи полагают, что в действительности он просто не смог этого сделать). Вновь европейские путешественники обратили внимание на Лалибэлу лишь во второй половине XIX в. Первыми среди них были Герхард Рольфс, сопровождавший карательную экспедицию лорда Роберта Нейпира (1867–1868 гг.), и французский консул Ахилле Раффре (1880 гг.).

 



 
PR-CY.ru