ЛИВАНИЙ

ЛИВАНИЙ, Либан(ос), Либаний; также именуемый Мат(т)а и Йесрин – аскет, основатель монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане (Акэле-Гузай, Эритрея), так называемый апостол Эритреи, святой Эфиопской церкви (память в Эфиопской церкви 3 тэрра (29 декабря), 2 хэдара (29 октября)), живший, согласно агиографической традиции, в VI в.. Иногда Ливания отождествляют со святым Йэмата, одним из легендарных Девяти преподобных; Алесссандро Баузи, исследователь агиографического досье Ливания, и ряд других учёных считают это ошибочным. В группу Девяти преподобных Ливаний включается в поздней традиции (в гомилии в честь Гаримы, где Ливаний замещает За-Микаэля Арагави), однако в его Житии присутствуют те же ключевые топосы, что и в Житиях Девяти преподобных: знатное иноземное происхождение, ангельское призвание в Аксум, изгнание из столицы, поселение на отдалённой горе, авторитет у народа, рост общины, приход царя, строительство храмов. «Житие Ливания» («Гадла Либанос») сохранилось в трёх версиях: краткой и двух пространных. В их основе, по мнению исследователей, лежит упоминаемая в Житии утраченная гомилия, приписываемая епископу Илии Аксумскому (по другим источникам исследователям неизвестен). Краткая версия (издана по двум из трёх известных рукописей XIV в.) была создана раньше середины XIV в. предположительно в монастыре Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и, как полагают исследователи, является древнейшим из агиографических текстов о святых Эфиопии. Вторая (ппервая пространная) версия сохранилась, по меньшей мере, в пяти рукописях XVII–XX вв. Третья (вторая пространная) версия известна исследователям, главным образом, по рукописи из монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане и значительно расширена за счёт включения в неё легендарного монастырского предания. К обеим пространным версиям примыкает собрание чудес Ливания (всего 68), которое служит исследователям источником сведений о ряде эфиопских деятелей второй половины XIV – первой половины XV в. Третья версия и ряд чудес были впервые изданы Карло Конти Россини, критическое полное издание второй и третьей версий, а также сборника чудес осуществил А. Баузи. Житие Ливания исследователи считают одним из самых ранних текстов, содержащих слова на языке тигринья. Согласно всем версиям «Жития Ливания», он родился «в стране Ромейской» (Византии) от отца Авраама и матери Нэгэст (букв. – царица; реализация топоса царского происхождения святого). Ливаний рано обнаружил исключительные способности в изучении Священного Писания, так что вскоре уже знал и Ветхий, и Новый Заветы. Родители решили женить Ливания (согласно третьей версии, на дочери императора). Далее в структуре нарратива исследователи  видят большое влияние сирийского топоса «человека Божия», образ которого стал очень популярным в Эфиопии. Из аскетических соображений Ливаний не пожелал после свадьбы разделить ложе с молодой женой и предпочёл спать в покоях своего отца. Ночью ему явился ангел и повелел покинуть родительский дом и отправиться в «Масличную обитель» (эфиоп. Дэбрэ-Зэйт) в Египте. Там он принял монашество от Пахомия Великого, который заповедал ему следовать дальше в Эфиопию – страну, про которую Ливаний «сперва слышал, как про Сион» (в связи с этим в Житии упоминается царь Аксума Эбна Хакем (т.е. Менелик I) и архиепископ Аксума Азария, персонажи эфиопcкого династического трактата «Кэбра нагаст»). Ливаний подвизался семь лет в Бакле, где записал (перевёл на геэз?) Евангелие от Матфея (либо некоторые его отрывки), и 70 лет (подобные датировки в эфиопской агиографии условны) – в Гвехсейе, в Сэрае (ныне Эритрея).

 



 
PR-CY.ru