ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович - Страница 4

Наиболее значимой проблемой для раскольников было отсутствие собственного епископата. 23 мая 1921 г. В.К. Липковский выступил на Киевском епархиальном съезде («Соборе») УАПЦ за выборность кандидатов на должность епископа и предложил в качестве кандидата на должность Киевского епископа себя. Собрание автокефалистов утвердило кандидатуру В.К. Липковского (бывшего в это время женатым) и приняло постановление о необязательности церковных канонов, «утративших жизненное значение». Поскольку ни один архиерей канонического поставления не согласился участвовать в подобной «хиротонии», автокефалисты начали склоняться к возможности самостоятельного поставления себе «епископа». 14 октября 1921 г. в Софийском соборе Киева по разрешению советских властей открылся «Всеукраинский православный церковный Собор духовенства и мирян» УАПЦ. В.К. Липковский стал почётным председателем «Собора» и 20 октября прочитал доклад о «всенародно-соборноправном устройстве Украинской Церкви». Его активно поддержал бывший член Центральной рады и глава правительства Директории В.М. Чеховский, признавший в 1920 г. советскую власть. В.М. Чеховский обосновал необходимость обновления церковной иерархии «по принципу раннехристианских церквей» с участием не только духовенства, но и мирян. 21 октября «Собор» избрал В.К. Липковского на должность «архиепископа-митрополита Киевского и всея Украины». «Соборно-мирянское рукоположение» состоялось 23 октября вопреки всем каноническим правилам – возложением на В.К. Липковского рук бывших на собрании запрещённых в служении иереев, а также по цепочке людей, возлагавших руки на плечи впередистоящих – всех присутствовавших в храме, включая женщин. На голову В.К. Липковского во время «хиротонии» были также кощунственно возложены мощи (рука) Киевского митрополита священномученика Макария I (1495–1497 гг.). Подобным же образом вслед за В.К. Липковским был «хиротонисан» ставший его заместителем с титулом «архиепископ Киевщины» протоиерей Нестор Шараевский. Характер устроенных автокефалистами «хиротоний» привёл к их распространённому наименованию в народе «самосвяты». Автокефалисты не могли не понимать абсурдность «самосвятской» процедуры; последующие «поставления» епископов УАПЦ не проходили уже через «соборно-мирянское рукоположение», а повторяли по форме хиротонии канонической церкви, но с участием «самосвятских» «архиереев». Автокефалистский «Всеукраинский собор» 1921 г. инициировал введение женатого епископата, второбрачие вдовых священников, неприятие монашества и другие неканонические нововведения, что сближало «самосвятов» с появившимся вскоре обновленчеством. В.К. Липковский представлялся своими сторонниками как главный идеолог и вдохновитель создания УАПЦ. Однако часть исследователей считают, что не менее важную, а возможно, более значительную роль в организации и разработке идеологических принципов автокефалистского раскола сыграл В.М. Чеховский – идеолог так называемого украинского христианского социализма, воплощением идей которого, по его мнению, была УАПЦ. В статьях, публиковавшихся в автокефалистской печати, В.К. Липковский, по сути, повторял идеи В.М. Чеховского, изложенные им в программной работе «За Церкву, Христову громаду, проти царства тьми» (Киев, 1922 г.). В.К. Липковский и В.М. Чеховский считали, что необходимо политизировать церковную жизнь в сторону «революционности» и церковного «советоправия», они ратовали за ограничение роли «епископата» УАПЦ за счёт усиления полномочий «церковных рад».

 



 
PR-CY.ru