ЛЕОДЕГАРИЙ

ЛЕОДЕГАРИЙ (около 616 – 677/679 гг.) мученик (память в Западной церкви 2 октября), епископ города Августодун (ныне Отён, Франция; около 663 г. – не раньше 675 г.). Самое раннее Мученичество Леодегария было составлено до 692 г. неизвестным монахом аббатства святого Симфориана по указанию Герменария, преемника Леодегария на епископской кафедре. Фрагмент, в котором повествуется о гибели святого, сохранился в легендарии из аббатства Муасак (XI в.). Полный текст древнейшего Мученичества (версия А) был реконструирован Б. Крушем на основе более поздних Мученичеств, авторы которых использовали это произведение. Другое Мученичество Леодегария (версия B) было составлено монахом Урсином из Локотигиака (ныне Лигюже) по просьбе Аудульфа, аббата монастыря святого Максенция (ныне Сен-Мексан-л'Эколь), и посвящено епископу Ансоальду, занимавшему кафедру Пиктавия (ныне Пуатье) в 670–690 гг. При составлении этого Мученичества была использована версия А. По мнению Б. Круша, версия В была создана в VIII–IX вв., но другие исследователи датировали её концом VII в. (вопрос о времени написания Мученичества остается открытым). В отличие от версии А, в которой повествование ведётся с позиции августодунских клириков, в сочинении Урсина представлена точка зрения аквитанцев. Урсин существенно сократил повествование о жизни Леодегария, уделив особое внимание его деятельности во главе монастыря святого Максенция и перенесению его мощей (спор между епископами Августодуна, Атребата (ныне Аррас) и Пиктавия о праве на хранение останков Леодегария). Рассказ о гибели святого, основанный на версии А, значительно расширен. Текст версии В сохранился в многочисленных рукописях (самая ранняя – рубеж VIII и IX вв.). Пространное Мученичество Леодегария (версия С), составленное неизвестным монахом из аббатства святого Симфориана в Августодуне, представляет собой компиляцию обеих ранних версий (из сочинения Урсина заимствованы, прежде всего, сведения о посмертных чудесах святого). Самые ранние рукописи версии С исследователи относят к IX в. Краткие сведения о гибели Леодегария, вписанные в контекст политической борьбы в гос-ве Меровингов, приведены в «Книге об истории франков» (первой половины VIII в.). Исследователи полагают, что в IX в. на основе сочинения Урсина было составлено метрическое Житие Леодегария. Другое стихотворное Житие Леодегария, которое исследователи датируют концом X в., является самым ранним примером восьмисложного силлабического стиха на старофранцузском языке. В середине XI в. монах Фруланд из бенедиктинского аббатства Мурбах (ныне Мюрбак, Эльзас) составил прозаическое Житие Леодегария, к которому приложены описания чудес святого. Согласно Мученичеству (версия А), Леодегарий родисля в знатной франкской семье. Он был воспитан дядей, Пиктавийским епископом Дидоном (до 629 – после 669 гг.). В Мученичестве упоминаются также комит Гаэрин, брат Леодегария, и его родственник Ансоальд, впоследствии ставший епископом Пиктавия. Дополнительные сведения о родственниках святого приведены в других источниках, достоверность которых не доказана. Исследователям известно письмо Леодегария, адресованное его матери Сиграде, которая жила в монастыре Пресвятой Девы Марии в Новиомаге (ныне Нуайон).

 



 
PR-CY.ru