ЛАЗАРЬ

ЛАЗАРЬ – епископ Смоленский (не раньше 1205 – около 1225/1226 гг.). Хиротонисан во епископа Смоленского Киевским митрополитом Никифором I (не раньше 1170 гг., до 1183 г. – не раньше 1199 г.) или Матфеем (до 1210 – 1220 гг.); вопрос о том, кто из них занимал Киевский митрополичий престол в 1199–1210 гг., остаётся неясным. Лазарь был следующим епископом на Смоленской кафедре после Игнатия (упоминается под 1205 г. – «Полное собрание русских летописей», том 18). Его имя отсутствует в списке Смоленских владык в Симеоновской летописи конца XV в. («Полное собрание русских летописей», том 18), но этот список исследователи считают явно неполным в своей начальной части (в него не включён ни один епископ, занимавший кафедру между первым Смоленским епископом Мануилом и Феофилактом, рукоположённым в 1354–1356 гг.). В списке-помяннике Смоленских владык в «Требнике» смоленского происхождения (Исторический музей, около 1518 г.) Лазарь указан как пятый Смоленский епископ, между Игнатием и Афанасием. Сведения о Лазаре содержатся в Житии преподобного Авраамия Смоленского – памятнике смоленской литературы второй трети XIII в. (не раньше 1237 г.), написанном учеником святого преподобным Ефремом. Будучи священником одного из смоленских храмов, Лазарь защищал преподобного Авраамия (который был запрещён церковным судом в служении литургии и сослан в пригородный Успенский Селищенский монастырь) от наветов его противников перед лицом епископа Игнатия: «Сьй бо виде и слыша, яко вся бес правды, яже на блаженаго Авраамиа ону крамолу въздвигнули... пришед глагола к епископу Игнатию: “Великой есть быти опитемьи граду сему, аще ся добре не опечалиши”; яко же и бысть. Блаженый Игнатий сего послуша, скоро посла по всем игуменом и к всем попом, заповедая и запрещая всем от всякого речениа зла престати, яже на блаженаго Авраамия» («Житие преподобного Авраамия Смоленского». 1912 г.). В Житии преподобного Авраамия Лазарь называется «блаженым» и указывается, что он был епископом после Игнатия, «истинною рещи, яко поборник и пастух Христовы Церкве словесных овець», однако был вынужден оставить кафедру: «...Сьй бо беаше Бога ради оставил епискупью свою и за многое обидение святых церквеи, иже обидят и властели, отъимающе чюжая бес правды и обидящих вдовица и сироты». Пример Лазаря, согласно Борису Николаевичу Флоре, наряду с другими примерами показывает, что «в XIII в. русская церковная иерархия стремится пересмотреть традиционные отношения со светской властью, расценивая обычную практику светских патронов по отношению к церковному имуществу как “грабёж и насилие”». Исследователям известна найденная в 1978 г. под Новгородом на Городище печать Лазаря, имеющая на одной стороне поясное изображение Богоматери «Знамение», а на другой – надпись: «Лазо[р]ь епис[к]упъ См[оли]ньск...».

 



 
PR-CY.ru