ЛАЗАРЬ

ЛАЗАРЬ (ум. в 1682 г.) – активный деятель раннего старообрядчества, писатель, лишённый сана священник из города Романова (ныне в составе города Тутаева Ярославской области). Родился 17 июля, в день памяти перенесения мощей преподобного Лазаря Галисийского, в честь этого святого получил имя. Во иерея был рукоположён митрополитом Ростовским и Ярославским Варлаамом II (1619–1652 гг.) в 1620 гг. (не позднее 1633 г., поскольку Лазарь упоминается о благословении, данном ему патриархом Филаретом (ум. в 1633 г.)). Испытав тяготы Смутного времени и став священником в период духовного подъёма после Смуты, Лазарь примкнул к движению боголюбцев. После начала богослужебной реформы в 1653 г. (см. в ст. Никон (Минов), патриарх Московский и всея Руси), которую Лазарь не принял, он некоторое время скрывался в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре у архимандрита Никанора (1653–1660 гг.), будущего руководителя Соловецкого восстания. Лазарь был арестован, 14 июля 1661 г. отправлен в ссылку в Тобольск, его сопровождали жена Домна и иподиакон Фёдор Трофимов. В Сибири он не прекращал проповедь «старой веры» и снискал себе много сторонников, о чём писал бывший в то время в Тобольске Юрий Крижанич. Власти решили разрушить новый центр староверия. 2 ноября 1665 г. в Москву были доставлены десять сибирских ссыльных, в их числе Лазарь, игумен Адриан, священники Дементий, Полиевкт, иподиакон Фёдор Трофимов и др. В декабре 1665 г. состоялся царский указ об ужесточении условий ссылки Лазаря: вместе с семьёй его «за неистовое прекословие» перевели в Пустозёрский острог («Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1875 г., том 1). 14 апреля 1666 г. пустозёрский воевода Василий Диково получил царский указ о присылке в острог из Сибири попов Лазаря и Дементия и иподиакона Фёдора Трофимова; заключённых было велено «беречь накрепко, чтоб они никуды не ушли, а бумаги и чернил им не давать и никаких смутных речей у них не слушать» («Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1875 г., том 1). Однако уже 14 мая 1666 г. вышло новое царское решение о немедленной присылке Лазаря в Москву («сковав, прислать к Москве тотчас с приставом»). Однако этот указ был исполнен с большим запозданием. Только 23 июня 1666 г. (в публикации челобитной пустозёрского воеводы Василия Диково от 20 июля 1666 г. ошибочно указывается 23 июля) Лазаря доставили в Ижемскую слободку, ещё около месяца он пробыл в Окладниковой слободе на Мезени, в Пустозёрский острог доставлен 2 августа 1666 г. и только 31 августа отправлен в Москву («Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1875 г., том 1). Исследователи полагают, что он был скован ещё по дороге в Пустозёрский острог, поскольку к 17 июля 1666 г. Лазарь относит чудесное явление ему святого пророка Илии и избавление от оков: «Июля в 17-й день был в печали велице, яко и в день рождения моего ослабы не имею, и от печали и хлеба не ядох... И явися мне святый пророк Илия Фезвитянин, и рече ми: “Лазаре, аз есмь с тобою, не бойся!”... Аз же обретохся радости исполнен; железа же обретох с себя спадша... И потом привезен бых к Москве» («Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1875 г., том 4).

 



 
PR-CY.ru