ЛЕОНТИЙ СХОЛАСТИК

ЛЕОНТИЙ СХОЛАСТИК (вторая половина VI в.) – православный богослов, предполагаемый автор сочинения «О ересях» («De sectis»), входящего в «Леонтиевский корпус» (см. ст. Леонтий Византийский). О личности автора трактата «О ересях» исследователям практически ничего не известно. Полное греческое название сочинения («Леонтия, византийского схоластика, изъяснения со слов Феодора, боголюбивейшего аввы и мудрейшего философа, любомудрствовавшего о Божественном и внешнем писании») исследователи допускают различные толкования (в разных смыслах в этом названии исследователи готовы понять выражение «со слов»). Исследователям отмечают, что в зависимости от понимания истории создания сочинения это название можно понять либо как указывающее на то, что автором его является «авва Феодор, мудрейший философ», а некий Леонтий Схоластик записывал то, чему он учил, либо что настоящим автором трактата является некий Леонтий Схоластик, а авва Феодор выступил в качестве его соавтора или последнего редактора. Высказывались разные предположения о личностях Леонтия Схоластика и аввы Феодора. Фридрих Лоофс полагал, что сочинение «О ересях» – это переработанная неким Феодором версия части несохранившегося большого сочинения Леонтия Византийского. Сходное мнение высказывал Василий Александрович Соколов (ум. в 1922 г.) в диссертации 1916 г., хотя он признавал, что этим Феодором мог быть и Феодор, епископ Скифопольский. С. Рис и М. Ришар отвергли принадлежность сочинения «О ересях» Леонтию Византийскому. С. Рис, допуская влияние Леонтия Византийского, считал автором авву Феодора, жившего во второй половине VI в., лекции которого записал некий Леонтий Схоластик. Таковым аввой Феодором, по мнению С. Риса и М. Ришара, был Феодор Раифский. Авторство авве Феодору приписывают и некоторые другие исследователи, в том числе ссылаясь на рукописную традицию (главным образом, греческую), где имя Феодора как автора встречается чаще, чем имя Леонтия. М. ван Эсбрук, напротив, не считал авву Феодора главным автором сочинения «О ересях»; путём анализа грузинского перевода трактата, который соответствовал более ранней версии, лучше, по его мнению, укладывающейся в хронологические рамки жизни Леонтия Византийского, он попытался показать, что это сочинение вполне могло изначально принадлежать автору сочинения «Против несториан и евтихиан» (Леонтию Византийскому), версией которого оно и является, и было всего лишь переработано неким Феодором. Согласно М. ван Эсбруку, трактат мог быть создан не во второй половине VI в., как считали С. Рис и М. Ришар на основании упоминания в нём Александрийского патриарха Евлогия I (580 – 607/608 гг.) и тритеизма (ереси Иоанна Филопона), но между 543 и 551 гг. Датировку М. ван Эсбрука опроверг исследователь Филопона У.М. Ланг, который вновь привёл в качестве аргумента упоминание в трактате Евлогия Александрийского (он не согласен с М. ван Эсбруком, что отрывок о Евлогии – поздняя вставка) и полемику против тритеизма Иоанна Филопона, споры о котором возникли значительно позднее, чем считает М. ван Эсбрук. Ф. Карчионе проигнорировал тезисы У.М. Ланга и присоединился к М. ван Эсбруку, последовал ему и Вадим Миронович Лурье, однако впоследствии он признал, что доводы У.М. Ланга кажутся ему более убедительными и следует вернуться к научному консенсусу, согласно которому трактат «О ересях» написан во второй половине VI в. и не принадлежит Леонтию Византийскому. У.м. Ланг даёт более точную датировку (580–608 гг.), привязывая ее ко времени правления Евлогия I Александрийского.

 



 
PR-CY.ru