ЛАЗАРЕВА СУББОТА - Страница 7

В «Постной Триоди» песнопения, соответствующие евангельскому повествованию о воскрешении Лазаря и предшествовавших ему событиях (Ин. 11:1–45), начинаются уже с понедельника шестой седмицы поста; таким образом, Лазарева суббота ещё до своего наступления задаёт содержание целого седмичного цикла «Триоди». Эти песнопения соединяются с текстами «Октоиха» и песнопениями «Триоди», посвящёнными притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:20–31), которая читалась в пятое воскресенье Великого поста в доиконоборческом богослужении. Впрочем, сюжеты Лк. 16:20–31 и Ин. 11:1–45 в песнопениях никак не связаны, а существуют самостоятельно. Цикл песнопений шестой седмицы построен таким образом, что начиная с понедельника события, описанные в Ин. 11:1–45, развиваются постепенно и достигают кульминации в богослужении Лазаревой субботы. Так, в понедельник на вечерне одна из стихир цитирует Ин. 11:4: Иисусу сообщают о болезни Лазаря, а Он отвечает, что эта болезнь не к смерти; о болезни Лазаря говорится и в седальне утрени вторника, т.е. Марфа и Мария, сёстры Лазаря, посылают к Иисусу сказать, что Лазарь болен (Ин. 11:3). В среду на утрене в песнопениях уже говорится о смерти и погребении Лазаря, и Иисус сообщает ученикам о его смерти (седален после третьего стихословия; ср.: Ин. 11:11–14); также и в трипеснце утрени. В песнопениях четверга сказано, что Лазарь уже два дня находится во гробе (седален после третьего стихословия). В пятницу на утрене звучит призыв оставить скорбь и рыдания по Лазарю, т.к. Христос уже близко от Вифании и скоро воскресит его (из трипеснцев утрени пятницы). Богослужебное последование Лазаревой субботы, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь (отмечен уже в «Типиконе Великой церкви»); кондак второго гласа с икосом (восходят к кондаку Романа Сладкопевца); канон Андрея Критского первого гласа, без акростиха, со второй песнью (этот канон отмечается уже в «Типиконах» студийской эпохи), ирмос; канон, надписанный именем Феофана, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, ирмос; канон авторства Иоанна Монаха (Иоанна Дамаскина?) плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, ирмос; четверопеснец Космы Маюмского плагального четвёртого (т.е. воьсмого) гласа, без акростиха, ирмос; цикл самогласных стихир плагального второго (т.е. шестого) гласа для пения на «Господи, воззвах», надписанных именем византийского императора Льва VI Мудрого (хотя в рукописных стихирарях они могут также приписываться Иоанну Дамаскину); цикл самогласнов первого гласа для пения на хвалитех (в современных богослужебных книгах не надписаны, но в «Мессинском Типиконе» и рукописных стихирарях приписываются Иоанну Дамаскину); отдельные самогласные стихиры; седальны; светильны.

 



 
PR-CY.ru