ЛАЗАРЕВА СУББОТА - Страница 6

В «Типиконе Георгия Мтацминдели» середины XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, принципиальных особенностей службы на Лазареву субботу по сравнению с другими редакциями Студийского устава не отмечено. Таким образом, уже в студийскую эпоху богослужение Лазаревой субботы имело достаточно развитый комплект песнопений, посвящённых воскрешению Лазаря и принадлежащих наиболее выдающимся византийским гимнографам. Основной особенностью этого дня было наличие у него характеристик, сближающих его с воскресным богослужением: пение «Воскресение Христово видевшее» и стиха «Спаситель Господь» после канона. Утреня совершалась по чину вседневной либо славословной. Богослужение Лазаревой субботы в Иерусалимском уставе сохранило воскресные элементы, отмеченные в Типиконах студийской традиции, – например, древнейшие редакции Иерусалимского устава: XII–XIII вв., «Типик» Сербского архиепископа Никодима 1319 г. Более того, появилось указание петь после 17-й кафизмы утрени воскресные тропари по непорочных. Комплект гимнографических текстов не претерпел существенных изменений. Согласно первопечатному греческому «Типикону» 1545 г., в пятницу вечером накануне Лазаревой субботы в отличие от памятников студийской эпохи рядовая кафизма не опускается, а на «Господи, воззвах» мученичен Октоиха не отменяется: поются стихиры дня, мученичен Октоиха и самогласны Лазаревой субботы; присутствует указание, что от этого дня до субботы Недели о Фоме мученичны и богородичны Октоиха не поются. На повечерии назначается канон Лазаревой субботы авторства Андрея Критского; на полунощнице в конце её первой части – отпустительный тропарь Лазаревой субботы., в конце второй – кондак Лазаревой субботы. Утреня совершается славословная с указанными выше воскресными особенностями. Канон представляет собой соединение полного канона Иоанна Монаха и четверопеснца, с шестой по девятую песни, Космы Маюмского, который в песнях с первой по пятую дополнен «каноном» (фактически четверопеснцем) авторства Феофана, так что во всех песнях соединяются каноны двух авторов (с первой по пятую: Феофана и Иоанна, с шестой по девятую: Космы и Иоанна). Указания для литургии те же, что и в «Студийско-Алексиевском Типиконе». Богослужебные указания для Лазаревой субботы в современных греческих изданиях, включая соборно-приходский «Типикон Виолакиса», в целом те же, что и в первопечатном. В издании московского Типикона 1610 г. устав службы на Лазаревой субботу также соответствует изложенному в первопечатном греческом «Типиконе». Эти указания не претерпели существенных изменений в пореформенном издании московского «Типикона» 1682 г. и последующих, в том числе в современном русском «Типиконе».

 



 
PR-CY.ru