ЛАЗАРЕВА СУББОТА - Страница 4

Память Лазаря в этой версии иерусалимского «Лекционария» зафиксирована не в период попразднства Богоявления, а 7 сентября: богослужение в этот день совершается в Вифании, богослужебные указания те же, что и в Лазареву субботу, за исключением Евангелия – назначается отрывок о воскрешении Лазаря – Ин. 11:1–46. В «Типиконе Великой церкви» IX–XI вв. Лазарева суббота называется «субботой пальмоношения». В этот же день отмечается память праведного Лазаря. На утрене на Пс. 50 назначается тропарь первого гласа. После окончания утрени читалась книга «Деяния святых апостолов». Затем прибывал патриарх и совершал в малом баптистерии таинства крещения и миропомазания, после чего неофиты, возглавляемые певцом, который поёт Пс. 31, направлялись в храм, где продолжалось чтение «Деяний…» (начиная с главы 8:26 о крещении апостолом Филиппом эфиопского евнуха). Затем пели три антифона (а именно вседневные антифоны: первый и второй с обычными припевами, третий – с тропарём Лазаревой субботы); прокимен Пс. 26:1, Апостол – Евр. 12:28–13:8, аллилуиарий со стихом Пс. 92:1, Евангелие – Ин 11:1–45 (о воскрешении Лазаря), причастны: Пс. 148:1 и Пс. 8:3. Таким образом, в Константинополе в IX–XI вв. Лазарева суббота была днём совершения массового крещения. Истоки этой практики исследователям неясны, но, опираясь на свидетельство из гомилий Леонтия Византийского и Константинопольского патриарха Евтихия, исследователи допускают, что она существовала уже в VI в. Если не соглашаться с гипотезой Томаса Толли, то исследователи предполагают, что крещение на Лазареву субботу совершалось просто с целью несколько «разгрузить» всенощное бдение в Великую субботу, когда крестилась основная масса неофитов. Согласно византийским послеиконоборческим монастырским «Типиконам» IX–XI вв., богослужение Лазаревой субботы имеет уже практически тот же вид, что и в наши дни. По «Студийско-Алексиевскому Типикону» 1034 г., содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского «Синаксаря», песнопения, посвящённые воскрешению Лазаря, начинают звучать за богослужением начиная с утрени среды шестой седмицы Великого поста, когда назначается соответствующий канон второго гласа; также с вечера среды до утрени пятницы поётся цикл из четырёх самогласных стихир первого гласа; на утрене пятницы назначается канон Лазарю седьмого гласа авторства гимнографа Германа.

 



 
PR-CY.ru