ЛОЛЛАРДЫ

ЛОЛЛАРДЫ – представители еретического движения в Англии в конце XIV – первой половины XVI вв., прежде всего, последователи оксфордского теолога Джона Уиклифа (ум. в 1384 г.), учение которого было осуждено Констанцским собором (1414–1418 гг.). По одной из версий, название «лоллард» изначально имело уничижительный характер и происходило от голл. «lollaerd» – «мямля», «бормотун» (от «lollen» – «мямлить», «бормотать»). До того как это название стало применяться по отношению к последователям Джона Уиклифа, в Северной Германии и Нидерландах оно использовалось для обозначения представителей некоторых католических монашеских (прежде всего, нищенствующих) Орденов и полуеретических групп, занимавшихся проповеднической деятельностью (в том числе бегардов; см. ст. Бегинки). В середине XIV в. льежский каноник Ян ван Хоксем упоминал о деятельности таких групп, называя их лоллардами и возводя этимологию слова «лоллард» к словосочетанию «славящие Бога» («Deum laudantes»). Самое раннее официальное употребление термина в Англии исследователи относят к 1380 гг. (письмо Вустерского епископа Генри Уэйкфилда от 10 августа 1387 г.). К середине XV в. обозначение «лоллард» стало синонимично слову «еретик». Современные исследователи спорят как о степени организованности лоллардов в рамках единого движения, о соответствии взглядов лоллардов учению Джона Уиклифа, о численности лоллардов и их деятельности в английских провинциях, о специфике воззрений лоллардов в зависимости от регионов, так и о роли лоллардов в подготовке английской Реформации. Существует определённый набор представлений, который обычно ассоциируется с лоллардами: они признавали только авторитет Библии (для лучшего понимания библейских текстов требовался их перевод на английский язык), подчёркивали значимость личного благочестия, избранности человека перед Богом, отвергали предание церкви и многие элементы католического вероучения (учение о пресуществлении при евхаристии, целибат, обязательную исповедь, почитание икон и мощей святых), критиковали католическое духовенство и говорили о недопустимости для клириков и монахов владеть личным имуществом. Сохранились многочисленные, хотя и разрозненные, источники сведений о лоллардах: сочинения самих лоллардов, трактаты, авторы которых были близки к лоллардам, материалы процессов против лоллардов или против тех, кого подозревали в приверженности к воззрениям лоллардов, сочинения против лоллардов, законы, принимавшиеся против еретиков, а также завещания, переписка. Кратким изложением идей лоллардов исследователи считают «Двенадцать утверждений лоллардов» («The Twelve Conclusions of the Lollards»), подготовленные в 1395 г., по нению исследователей, для представления в парламенте, где были сторонники лоллардов. «Двенадцать утверждений...» на английском языке (исследователям известен также латинский вариант этого документа) сохранились в составе написанного доминиканцем Роджером Диммоком для короля Ричарда II сочинения «Книга против двенадцати ошибок и еретических утверждений лоллардов» («Liber contra XII errores et hereses Lollardorum»; 1395–1396 гг.).

 



 
PR-CY.ru