ЛЕВ ХИРОСФАКТ - Страница 2

Значительную часть эпистолярного наследия исследователи относят к наиболее сложным моментам в жизни Льва Хиросфакта, на что указывают не только содержание писем, но и их заискивающая интонация. Лев Хиросфакт использует каламбуры, аллитерации, ассонансы. Он откликался и на важные события: оплакивал кончины Константинопольских патриархов Фотия и Стефана I, архиепископа Смирнского Стефана и Льва Математика (Философа), писал придворные анакреонтические поэмы, две из них на брак (как полагают исследователи, второй) Льва VI Мудрого. Наибольший интерес для исследователей представляет поэма, посвящённая постройке бани при дворце Льва VI Мудрого (после 906 г.). Сквозной темой экфрасиса становится прославление мудрости императора. Льву Хиросфакту принадлежит также поэтический экфрасис терм в Пифии, в ряде рукописей приписанный ранневизантийскому поэту Павлу Силенциарию. Основное богословское сочинение Льва Хиросфакта («Богословие в тысяче строк») написано ямбическим триметром и включает сорок 30-строчных глав, первые буквы которых образуют акростих «творение Льва магистра анфипата патрикия». Наличие этого акростиха позволяет исследователям рассматривать часть заголовка в ряде рукописей «…во времена царя Михаила и кесаря Варды» как анахронистичное добавление переписчика. Следствием этой приписки стала лишь недавно оспоренная издателем текста И. Вассисом ошибочная датировка сочинения 865 г. В действительности Лев Хиросфакт получил перечисленные в надписании титулы между 886 и 896 гг., а наиболее вероятным временем создания сочинения исследователи считают с 908 по 912 гг., т.е. период совместного царствования Льва VI Мудрого, Александра и Константина VI Багрянородного, поскольку в тексте содержится указание на «трёхсветную природу монархии». Дидактическая по тону поэма, по мнению исследователей, обращена к юному Константину VII Багрянородному, однако не может быть признана только лишь риторическим упражнением. Опровергнув различные языческие и еретические учения, Лев Хиросфакт строит рассуждение в рамках традиционного апофатического богословия, однако при этом всячески подчёркивает, что для богопознания недостаточно лишь веры, но необходимо постигать созданный Богом мировой порядок при помощи рационального знания и науки, которые доступны только интеллектуальной элите. Восторгаясь красотой и сообразностью божественного творения, Лев Хиросфакт часто обращается к образу небосвода, показывая, что одним из правомерных способов созерцания творения и приближения к Богу является астрология. Льву Хиросфакту принадлежат комментарии к историческим книгам Ветхого Завета, Евангелиям от апостолов Матфея, Луки и Иоанна, Соборным Посланиям и «Деяниям святых апостолов» (некоторые комментарии остаются неопубликованными). Согласно архиепископу Кесарии Каппадокийской Арефе, Льву Хиросфакту принадлежали также сочинения аскетического и догматического содержания, похвальные Слова святым. «Льву Магистру» также приписывают несколько тропарей (на Введение во храм Пресвятой Богородицы, на дни памяти апостола Луки и апостола Иоанна), однако эту атрибуцию исследователи считают ненадёжной.



 
PR-CY.ru