ЛЕСБОС

ЛЕСБОС – остров в северо-восточной части Эгейского моря, на нём расположены Митилинская и Мифимнская митрополии Элладской православной церкви (митрополии «новых земель»). В 56 г. н.э. апостол Павел по пути из Троады в Иерусалим остановился на одну ночь (Деян. 20:14–15) в главном городе Лесбоса Митилене (византийская Митилина; новогреческая Митилини). В византийский период это название часто употребляли по отношению ко всему острову. Исследователи считают, что распространению христианства на Лесбосе препятствовал мощный культ императора. Первоначально Лесбос входил в провинциию Асия, а после реформы императора Диоклетиана – в Островную провинцию. Впоследствии Лесбос стал важным стратегическим пунктом на морском пути в Константинополь. Остров славился плодородием, в Античности и ранневизантийский период экспортировались лесбосские вино и мрамор. На Лесбосе останавливался вместе с учениками преподобномученик Никон (память 23 марта), пострадавший в правление императора Деция (249–251 гг.). Катакомбный мартирий конца III в. обнаружен археологами на холме Вуналаки на побережье Макрис-Ялос. Другой раннехристианский мартирий находится рядом с базиликой в Аргале, в 6 км к югу от Митилини. Первый известный исследователям епископ Лесбоса (Евагрий) присутствовал в 359 г. на Селевкийском соборе (сведения об участии в 325 г. в первом Вселенском соборе епископов Григория Митиленского и Андрея Метимнского исследователи считают неверными). В IV в. на Лесбосе получили распространение различные течения арианства. Некоторое время на острове жил Аэций, основатель ереси аномеев. До конца V в. на острове существовала одна епископия, которая именовалась Митиленской или Лесбосской. В её состав входили острова Тенедос (ныне Бозджаада), Мосхонисия (ныне острова Айвалык) и малоазийское побережье напротив Лесбоса, что нашло отражение в титулах епископов Иоанна (431 г.) – «Лесбосский и Селениакийских побережий» и Флорентия (451 г.) – «Лесбосский, Тенедосский, Пороселенский и побережий» (Пороселена – один из островов Мосхонисия, ныне Маден). В 451 г. упоминаются хорепископы Лесбосского митрополита Евлогий и Евелпист. В начале VI в. в источниках появляются упоминания о епископии Метимны (византийская Мифимна; новогреческая Митимна). Во второй четверти VI в. Митилинскую кафедру занимал церковный писатель Захария Ритор. В VII в. Митилинская и Мифимнская епископии получили статус автокефальных архиепископий (т.е. они напрямую подчинялись Константинопольскому патриарху, а не митрополиту Родосскому). Появление в VII в. в Эгейском море арабского флота положило конец процветанию Лесбоса. Угроза арабских нападений продолжала существовать до Х в. и нашла отражение в агиографии. Одно из наиболее известных чудес великомученика Георгия (избавление отрока из плена) связано с Лесбосом, откуда происходил похищенный арабами юноша (см. в ст. Георгий). Жительницей Лесбоса была и увезённая арабами на Парос преподобная Феоктиста (ум. незадолго до 910 г.). Противниками ереси иконоборчества были два архиепископа, занимавшие Митилинскую кафедру, – святители Георгий I (804–813 гг.) и Георгий II (843–845 или 846 гг.). Преподобный Симеон, брат Георгия II, подвизался на столпе, подражая древним святым (см. в ст. Давид, Симеон и Георгий).

 



 
PR-CY.ru