ЛАТИНСКИЕ ПАТРИАРХАТЫ

ЛАТИНСКИЕ ПАТРИАРХАТЫ – архиепископства латинского обряда Римско-католической церкви, главы которых наделены почётным титулом патриарха (в настоящее время действующими являются Латинские патриархаты Венеции, Иерусалима, Лиссабона и Гоа), а также номинальные кафедры, предстоятели которых имели в католической церкви латинского обряда титулование патриарха (например, вакантный с 1963 г. престол патриарха Западных Индий). Ряд Латинских патриархатов были основаны в результате Крестовых походов, когда кафедры патриархов Восточных церквей были заняты латинскими епископами, однако после изгнания крестоносцев с Востока Латинские патриархаты Константинополя, Александрии и Антиохии продолжали существовать в качестве титулярных кафедр (упразднены в 1964 г.). По действующему «Кодексу канонического права» 1983 г. (см. «Codex iuris canonici») титул патриарха в католической церкви является «почётной прерогативой» и «не предполагает никакой власти управления, если только в отношении некоторых лиц не явствует иного по апостольской привилегии или в силу одобренного обычая». Длительное время титул патриарха Запада (Patriarcha Occidentis) входил в титулатуру папы Римского, однако употреблялся крайне редко. Так, он не был упомянут на четвёртом Латеранском соборе (1215 г.) и Феррраро-Флорентийском соборе (1438–1445 гг.) в связи с признанием восточными патриархами главенства папы Римского. С 2006 г. титул патриарха Запада отсутствует в списке папских титулов в папском ежегоднике «Annuario Pontificio», а его удаление было официально объяснено юридической неясностью данного титула и невозможностью его использования в современных условиях. В Средние века предпринимались попытки придать реальное значение титулу патриарха в Западной церкви. Так, в «Лжеисидоровых декреталиях» (IX в.) в разделе «De episcopis et primatibus et patriarchis eorumque minstris» описаны патриархи и примасы, полномочия которых должны были быть противопоставлены неограниченной власти архиепископов над простыми епископами. Кроме того, на статус патриархов оказало влияние представление о верховенстве папы Римского над главами Восточных церквей: они рассматривались как иерархи, подчинённые папе Римскому, но превосходящие по статусу глав митрополий. Древнейшим из Латинских патриархатов являлся патриархат Аквилеи, предстоятели которого претендовали на преемство от апостола Марка. Титул патриарха, усвоенный епископом Аквилеи в середине VI в. в ходе противостояния с Римом в споре о «Трёх главах», сохранился и после перенесения кафедры в Градо (568 г.), причём в начале VII в. противостояние между Римом и Византией привело к возникновению Латинских патриархатов как в Аквилее (существовал до 1751 г.), так и в Градо. С XII в. патриархи Градо постоянно проживали в Венеции, куда 8 октября 1451 г. папа Римский Николай V (1447–1456 гг.) буллой «Regis aeterni» перенёс кафедру (подробнее см. в ст. Аквилея, Градо, Венеция). Как правило, титул патриарха использовался для повышения статуса предстоятеля какой-либо кафедры среди других церковных и светских правителей региона; статус главы Латинского патриархата был близок к статусу примаса. С этим связаны неудавшиеся планы Адальберта, архиепископа Гамбургского и Бременского (1043–1072 гг.), по созданию «Северного Патриархата» из 12 епископств в ходе борьбы за влияние в Дании и Норвегии.

 



 
PR-CY.ru