ЛАВРЕНТИЙ Калужский

ЛАВРЕНТИЙ Калужский (ум. в 1515 г.) – блаженный (память 10 августа), Христа ради юродивый. Немногие сведения о Лаврентии сообщает краткое вступление к Чудесам святого, известным исследователям в рукописях XVII–XVIII вв. (Российская национальная библиотека, конец XVII в.; Российская государственная библиотека, вторая половина XVIII в.; Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Тверской государственный объединённый музей, последняя четверть XVII в.). В калужском Рождественском монастыре хранился список, составленный в период настоятельства игумена Кариона (1698–1722 гг.), в котором было изображение Лаврентия. Встречающееся в литературе отождествление игумена Рождественского монастыря с иеромонахом Карионом (Истоминым), по мнению исследователей, лишено оснований, т.к. последний в указанные годы в Калуге не жил. Датировка двух последних чудес (1666 и 1668 гг.) свидетельствует о том, что их составление было, по мнению исследователей, завершено задолго до игумена Кариона (в известных исследователям списках не зафиксированы Чудеса времени его игуменства). Состав текстов исследователи называют не одинаковым: списки Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки содержат девять чудес, включая прижизненное. В списках Российской национальной библиотеки (собрание Тихонова) и Тверского государственного объединённого музея (судя по описанию Михаила Несторовича Сперанского) – пять чудес, текст завершается Чудом 1641 г., случившимся с посадским человеком Трофимом Ермолаевым, и отсутствуют Чудеса об исцелении Андрея Кологривова, отрока Симеона и Петра Кологривова. Во вступлении к Чудесам говорится, что Лаврентий жил при дворе Калужского князя Семёна Ивановича (удельный князь в 1505–1518 гг.). Исследователи полагают, что святой происходил из дворянского рода Хитрово, т.к. его имя первым вписано в синодик Г.С. Хитрово, хранившийся в перемышльском Троицком Лютиковом монастыре. Согласно устному преданию, Лаврентий любил молиться в келье, соединённой подземным ходом с церковью в честь Рождества Христова; оставаясь незамеченным, юродивый часто посещал церковные службы. В XIX в. горожане показывали куст, под которым находился спуск в подземный ход. В предисловии к Чудесам сохранилось подробное описание внешнего облика святого: «...Власы на главѣ имѣя русы с просѣдиною, долги, растрепаны, брада продолговата, сѣда, на концѣ раздвоилась, на себе ношаше шубу распашь, босъ, в портѣхъ» (Российская государственная библиотека). Единственное прижизненное Чудо святого, датируемое 1512 г., рассказывает о спасении князя Семёна Ивановича в бою с «агарянами» (по мнению исследователей, с войском крымского хана Менгли-Гирея).

 



 
PR-CY.ru