ЛАВРЕНТИЙ

ЛАВРЕНТИЙ (ум. 16 мая 1548 г.) – игумен Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря, преподобный (память 16 мая, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). Происхождение и время пострижения Лаврентия исследователям неизвестны. Первое известие о нём содержится в купчей грамоте 1525/1526 гг. князя Ивана Нащоки Кемского, которую он заверил своей подписью вместе с преподобным Корнилием Комельским. В разъезжей грамоте Комельского и Павлова Обнорского монастырей 1532–1533 гг. Лаврентий назван как «Лаврентие уставщик». «Корнильев чернец Лаврентей» представлял сторону Корнилиевой обители в споре, зафиксированном грамотой декабре 1533 г. – августе 1534 г. Между 1534 и 1538 гг. из-за конфликта среди монастырской братии преподобный Корнилий был вынужден уйти в Кириллов Белозерский монастырь, условием своего возвращения назвав избрание новым настоятелем своего ученика Лаврентия. Монахи согласились с Корнилием, Лаврентий стал игуменом и оставался им до самой кончины. Он пережил вместе с преподобным Корнилием нашествие на обитель казанских татар зимой 1537/1538 гг. и впоследствии рассказал о чудесном спасении иноков создателю Жития преподобного Корнилия («мы же слышавше от него и писанию предахом»). В 1538 г. по ходатайству Лаврентия царь Иван IV Васильевич Грозный дал жалованную несудимую грамоту обители, по которой все монастырские крестьяне на пять лет освобождались от уплаты государственных податей и процентов по долговым обязательствам. В 1546–1547 гг. при Лаврентии к Корнилиеву монастырю была присоединена Коптева пустынь. Известия о Лаврентии сохранились и в других источниках. Так, в материалах собора 1554 г., осудившего троицкого старца Артемия, в показаниях свидетелей указывается, что Артемий высказывал свои воззрения в келье Лаврентия («Акты археологических экспедиций», том 1). Исследователи отмечают, что характеристика Лаврентия как идеального игумена в Житии преподобного Корнилия заимствована из Жития преподобного Павла Обнорского, однако в последнем отсутствовала фраза, которая, как полагают исследователи, была добавлена автором Жития преподобного Корнилия и может характеризовать собственно интересы Лаврентия: «...К сим же и многы книги написа своею рукою». В Житии свщенномученика Адриана Пошехонского Лаврентий назван «великим»: по благословению игумена иноки Адриан и Леонид отправились пустынножительствовать в Пошехонье (Российская национальная библиотека). Лаврентий почитался в Комельской обители как ученик преподобного Корнилия. Память святого в месяцесловах исследователи встречают редко. Под 26 декабря и 16 мая имя Лаврентия упомянуто в святцах поморского наставника Фёдора Петровича Бабушкина (Библиотека Академии Наук). В месяцеслове (Библиотека Академии Наук) на листе 259 под 10 августа приписано: «Преподобного Лаврентия игумена Комельского». В «Книге глаголемой Описание о российских святых» Лаврентий указывается среди вологодских святых без точной даты или под 16 мая: «Преподобный Лаврентий игуменъ Комельский ученикъ святаго Корнилия преставися въ лето 7000».

 



 
PR-CY.ru