«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА МАРКА» - Страница 3

Следующий по времени создания сохранившийся фрагмент представляет собой небольшой обрывок папируса V или VI в., входящий в состав обширной коллекции папирусов в Вене (Австрийская национальная библиотека, собрание греческих папирусов). На одной его стороне содержатся несколько строк из второй эпиклезы анафоры «Литургии апостола Марка», на другой – её заключительное славословие. Практически такой же известностью, как и Страсбургский папирус, пользуется рукопись из собрания папирусов Джона Райлендса, хранящегося в Манчестере. Несмотря на то, что рукопись включена в собрание папирусов, она написана на пергамене. Рукопись датируется VI в. и содержит текст анафоры «Литургии апостола Марка» начиная с первой эпиклезы – т.е. в общем те её части, которых недостаёт в Страсбургском папирусе. После окончания анафоры в рукописи другой рукой выписана молитва об усопших, весьма близкая к тексту заупокойного поминовения в составе позднейшей редакции анафоры «Литургии апостола Марка». Поскольку в Страсбургском папирусе такое поминовение, напротив, очень лаконично, исследователи предполагают, что развитие ходатайственных молений («intercessio») анафоры «Литургии апостола Марка» было следующим. Первоначально возникли краткие моления в составе анафоры; затем были созданы расширявшие их дополнительные молитвы, которые выписывались отдельно от неё, но при совершении службы по тому или иному поводу могли включаться, как полагают исследователи, прямо в её состав; наконец, эти молитвы были интегрированы в анафору окончательно. Следующий фрагмент анафоры «Литургии апостола Марка» сохранился в двух отрывках пергамена, входящих в состав единицы хранения из собрания Британской библиотеки. Отрывки принадлежали одному и тому же листу и датируются VI–VII вв. С одной (волосяной) стороны они содержат фрагмент из начальной части анафоры «Литургии апостола Марка», с другой – некую молитву о достойном причащении Святых Таин. Исследователи отмечают, что текст анафоры достаточно близок к той ранней редакции, которая представлена в Страсбургском папирусе, тогда как молитва о достойном причащении имеет ближайшую параллель не в различных вариантах чина «Литургии апостола Марка», а в благодарственной молитве из Барселонского папируса. VI–VII веками исследователи датируют ещё один фрагмент: несколько отрывков одного листа папируса, в настоящее время входящих в состав собрания папирусов Австрийской национальной библиотеки в Вене. Они содержат части «intercessio», «institutio» и «anamnesis» анафоры «Литургии апостола Марка». Ю. Хеннер пыталась оспорить принадлежность этих фрагментов анафоре «Литургии апостола Марка», считая их частями евхаристической молитвы какой-то другой литургии, но Х. Бракманн показал несостоятельность её аргументации. В некоторых папирусах исследователи встречают молитвы неидентифицированных литургий, которые имеют те или иные параллели с текстами «Литургии апостола Марка». Таковы, например, ходатайственные молитвы из папируса конца III в., главопреклонная молитва из папируса V в., молитвы перед «Отче наш» и благодарственная из папируса VIII в. и др.

 



 
PR-CY.ru