«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА МАРКА»

«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА МАРКА» – чин литургии, некогда бывший главным евхаристическим чином Александрийской православной церкви. «Литургия апостола Марка» занимает центральное место в группе литургий египетского типа, главным признаком которого исследователи называют особую структуру анафоры, которая заметно отличается от структуры прочих восточных анафор, таких как константинопольские анафоры Василия Великого и Иоанна Златоуста, иерусалимская анафора апостола Иакова и др. Исследователи отмечают, что помимо специфической структуры (а значит – внутренней логики) главной евхаристической молитвы «Литургия апостола Марка» обладает и иными своеобразными чертами; в совокупности они составляют весьма важное свидетельство как об особенностях богослужебной практики в христианском Египте, так и о богословии евхаристии в одной из основных традиций древней церкви. Благодаря климату Египта сохранился ряд рукописных фрагментов «Литургии апостола Марка», которые на несколько веков древнее, чем дошедшие до нас рукописи других литургий. Интерес у исследователей к чину «Литургии апостола Марка» вызывает и тот факт, что в богослужебной практике части греческого мира (в Египте, на Синае, на юге Италии) «Литургия апостола Марка» вместе с «Литургией апостола Иакова» сохранялась в богослужении дольше других неконстантинопольских литургий. Так, исследователям хорошо известен прецедент 1194 г., когда находившийся в Константинополе Александрийский патриарх Марк III объявил о своём намерении совершить «Литургию апостола Марка» в храме Святой Софии. К XIV в. «Литургия апостола Марка» окончательно вышла из практики даже в Египте, но в XX–XXI вв. интерес к ней в православной церкви возник с новой силой: она неоднократно совершалась в Александрийской и Элладской церквах, исследователям известны случаи её совершения в Русской православной церкви за границей и т.д. У нехалкидонитов (коптов и эфиопов) «Литургия апостола Марка» сохраняется в непрерывном употреблении (по крайней мере, формально: входит в состав стандартных богослужебных книг, даже если её совершения редки) до настоящего времени. Как и в случае с другими древними богослужебными чинопоследованиями, непрерывно развивавшимися и менявшимися на протяжении столетий, о чине «Литургии апостола Марка» исследователи не могут говорить как о единственном и неизменном тексте. Ранние фрагменты анафоры «Литургии апостола Марка» отличаются от более поздних; в коптском переводе чин «Литургии апостола Марка» (у коптов он нередко надписывается именем Кирилла Александрийского вместо апостола Марка) частично сохранил архаичные особенности, но одновременно получил ряд нововведений уже на коптской почве; даже классическая (так называемая византийская) редакция «Литургии апостола Марка» рукописях изложена по-разному. Наиболее древний и пользующийся широкой известностью фрагмент текста «Литургии апостола Марка» – это так называемый Страсбургский папирус (Национальная библиотека Страсбургского университета, собрание греческих папирусов). Он представляет собой несколько разрозненных частей одного папирусного листа, верхняя треть которого утрачена; папирус исследователи датируют V или даже IV в. (реконструкцию и издание его греческого текста осуществили М. Андрьё и П. Коллом).

 



 
PR-CY.ru