«ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО» - Страница 8

Древнейшие сохранившиеся славянские рукописи «Литургии Василия Великого» исследователи датируют XI в. Это – начальный фрагмент литургии в так называемом Синайском Служебнике (Российская национальная библиотека, XI в.), – на отдельных листках, которые часто исследователи считают составной частью знаменитого Синайского Евхология. Впрочем, Синайский Служебник, по мнению исследователей, мог быть и одним целым с так называемым Синайским Миссалом (XI в.), где также содержится часть текста «Литургии Василия Великого» (пока не опубликованная). Следующий по времени список «Литургии Василия Великого» содержится в Служебнике Варлаама Хутынского (Исторический музей, начало XIII в.), он же является древнейшим русским списком и содержит первый полный славянский текст «Литургии Василия Великого» (перечень всех славянских рукописей «Литургии Василия Великого» до конца XIV в. включительно и анализ особенностей литургии по этим рукописям содержатся в статье А. Желтова, попытка представить в виде сводного текста различные славянские переводы «Литургии Василия Великого» по выборочным спискам – в книге Афанасьева). Текст современных печатных изданий, принятых в Русской православной церкви и других славяноязычных православных церквах, восходит к московским изданиям второй половины XVII в., а на те, в свою очередь, сильно повлияли украинские издания Служебника первой половины XVII в., выверенные по греческим изданиям XVI в. и ориентированные на обновлённую норму церковнославянского языка. В старообрядческой среде и у единоверцев принят текст московских изданий первой половины XVII в., восходящий к редакциям конца XIV в.

 



 
PR-CY.ru