«ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО» - Страница 6

Основное отличие позиции И. Будде состоит в том, что исследователь подчёркивает изначально устный и поэтому вариативный характер этого текста, следовательно, считает заведомо ошибочными подходы, предполагающие его точную реконструкцию. Аналогичным образом он уходит от попыток воссоздать «первоначальный» вид египетской редакции анафоры, предпочитая рассматривать основные коптские версии (саидскую, бохайрскую, греко-египетскую) как равноценные свидетельства литургической практики различных эпох. Атрибуцию анафоры Василию Великому исследователь считает в значительной мере условной; по его мнению, такая атрибуция была использована, прежде всего, ради широкого распространения анафоры за пределами того региона, где она возникла («где-то между Иерусалимом и Византием»), хотя он и не отрицает возможности участия святителя в её кодификации или доработке. Итогового решения ни проблема происхождения анафоры Василия Великого, ни проблема взаимоотношения её различных версий не имеют. Бесспорным исследователи считают лишь происхождение как полных (византийской, первой и второй армянских, сирийской), так и кратких (коптских, греко-египетской, эфиопской) версий от некоего общего прототипа – записанного, как полагают исследователи, уже ко времени деятельности Василия Великого, а возможно, существовавшего изустно. Исследователи полагают, что этот прототип мог быть древней анафорой региональной церковной традиции, например, каппадокийской. Исследователи полагают, что Василий Великий принял участие в фиксации или переработке этого прототипа, что подтверждается и устойчивым и весьма древним преданием о нём как о составителе литургии, и выявленными параллелями между византийской версией анафоры и богословскими сочинениями святителя. Тем не менее, исследователи полагают, что необходимо учитывать, что в сирийской традиции Василию Великому усваивается не только одна из многочисленных сирийских анафор, но и другие чины, например, чин крещения. Вопрос о том, на что указывает атрибуция Василию Великому целого литургического корпуса в сирийской и частично греческой и коптской традициях – на связь этого корпуса с определённым церковным центром или на что-то иное, – пока остаётся открытым.

 



 
PR-CY.ru