«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ИАКОВА» - Страница 14

Вспоминаются святой Иоанн Предтеча, святые апостолы (по именам), святой первомученик Стефан, важнейшие святые Ветхого Завета (по именам), некоторые святые мученики и мученицы (по именам), святые жёны-мироносицы, святой апостол Иаков, брат Господень. Далее перечисляются имена «святых отцов наших, учителей» – наиболее известных и авторитетных святителей древности, а также места проведения и число участников Вселенских соборов. Вспоминаются имена наиболее почитаемых преподобных; поминаются все почившие в мире с церковью; произносятся имена усопших благочестивых императоров, начиная с равноапостольных Константина и Елены. Далее при необходимости возглашаются имена других усопших, и произносится общее заупокойное поминовение. Анафору завершают возгласы «Благодатью и щедротами и человеколюбием...» и «Мир всем» с последующим обычным ответом народа. После анафоры диакон произносит непродолжительную ектению, а священник читает молитву об окончательном очищении душ молящихся и о приобщении их к святости Божьей, завершаемую возгласом «И сподоби нас, Владыко...», как в константинопольских литургиях. Народ поёт: «Отче наш», а священник прибавляет дополнительное прошение (так называемый эмболизм), как в сирийской и египетской литургиях. Следуют главопреклонная молитва и молитва, раскрывающая содержание возгласа «Святая святым», затем молитва перед возношением Святых Даров и само возношение с указанным возгласом, в ответ на который народ поёт: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца со Святым Духом, Емуже слава во веки веков. Аминь». Совершаются преломление святого Хлеба, погружение его части во святую Чашу, раздробление святого Хлеба, причащение клириков и мирян; все эти священнодействия сопровождаются соответствующими молитвенными формулами. После завершения причащения исполняется специальный тропарь (см. «Да исполнятся уса наша»), диакон возглашает краткую ектению, а священник читает благодарственную молитву, к которой после возгласа «Мир всем» прибавляется главопреклонная молитва. Диакон: «В мире Христовом да будем сохранены», народ: «Во имя Господне, Господи, благослови», и совершается отпуст. Священнослужители входят в диаконник, где диакон произносит ектению (текст не приводится; исследователи полагают, что это такое же нововведение, как ектения в самом начале службы) и происходит потребление Святых Даров; текст завершается двумя молитвами священнослужителей после окончания службы с благодарением за причащение. В интерполированной редакции, согласно грузинским рукописям X–XI вв., в чин «Литургии апостола Иакова» включён ещё ряд молитв: несколько молитв над кадилом в разных местах чина; вторая молитва после Евангелия; молитвы священника о своём недостоинстве, содержательно дублирующие молитву «Посетивший нас милостью и щедротами, Господи...» (одна из них, приписанная Василию Великому, – это знаменитая молитва «Никтоже достоин»; другая, также надписанная его именем, совпадает с первой частью молитвы после великого входа из «Литургии Василия Великого»; ещё одна – со второй частью той же молитвы; в грузинских рукописях появляется ещё и молитва, приписываемая Дионисию Ареопагиту); дополнительные молитвы при причащении; дополнительная молитва в диаконнике после окончания службы.

 



 
PR-CY.ru