«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА»

«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА» – чин «Литургии Преждеосвящённых Даров» согласно традиции древнего иерусалимского богослужения. Как и основная евхаристическая литургия древней Иерусалимской церкви (полная «Литургия апостола Иакова»), «Литургия Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» к концу византийской эпохи (скорее всего, как полагают исследователи, уже с XII в., а безусловно – с XIV в.) перестала совершаться в Палестине и на Синае; вне этого региона её использование не засвидетельствовано нигде, кроме Грузии (до XI в. богослужение Грузинской православной церкви основывалось на древней иерусалимской традиции). Оригинальный греческий текст «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» известен исследователям лишь частично, но он может быть достаточно достоверно реконструирован благодаря сохранившемуся в нескольких рукописях грузинскому переводу. Единственная греческая рукопись «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» – Диаконникон XIV в., восходящий к протографу XII в. и включающий также тексты евхаристических литургий апостола Иакова, Иоанна Златоуста и обычной константинопольской литургии Преждеосвящённых Даров (которая здесь приписана Василию Великому). Последование «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» представлено без вечерни, начиная с диаконских прошений перед библейскими чтениями и до самого конца. Рукопись была предназначена для использования только диаконом, поэтому из текста исключены все священнические молитвы. Этот текст был впервые издан Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским, а затем Фрэнком Эдуардом Брайтманом (без упоминания имени А.А. Дмитриевского). «Литургия Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» здесь названа «Преждеосвящённая литургия святого Иакова». Дополнительную информацию о чинопоследовании «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» и, что особенно важно, о порядке соединения её с вечерней содержит так называемый Святогробский Типикон – рукопись 1122 г., включающая описание Страстного и пасхального богослужения в Иерусалиме по состоянию примерно на X в. («Литургия Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» здесь описана трижды – в богослужении Великих понедельника, вторника, среды, но, по сравнению с предшествующей ей вечерней, для которой на каждый из дней приведены полные тексты песнопений и т.д., описана очень схематично, без священнических молитв (за исключением заамвонных, которые приведены целиком) и ектений; литургия здесь не имеет специального названия, Типикон упоминает её как «Преждеосвящённую [службу]» или «причащение»). Полный текст священнических молитв «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» сохранился в грузинском переводе этой литургии, выполненном в VII или даже в VI в. и к настоящему времени известном исследователям по шести рукописям X–XI, X и XI вв., а также из новых находок IX–X и X вв. (текст был издан М. Тархнишвили, «Литургия Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» в этой рукописи озаглавлена как «Чин обновления», но в другой рукописи литургия имеет более полное название: «Чин обновления Святых [Даров] святого апостола Иакова»).

 



 
PR-CY.ru