«LIBRI CAROLINI» - Страница 6

Отвергая обе богословские позиции, авторы трактата следовали традиционному для Запада пониманию роли религиозного образа как украшения храмового пространства или дидактического средства. Исследователи отмечают, что в трактате скупо освещается важнейшая тема иконоборческих споров – богословский статус религиозных изображений, хотя авторы и отвергали равный статус изображений с такими священными объектами, как святые мощи, крест, книги Священного Писания или литургические сосуды. Гораздо большее внимание в трактате уделено критике византийских правителей и церковных иерархов, а также византийских принципов толкования Священного Писания. Аргументы, приведённые в «Труде...», сосредоточены на вопросах адекватности языка и правильной интерпретации Священного Писания. Помимо соответствия учения Писанию, решениям шести Вселенских соборов и мнениям отцов церкви, для утверждения соответствия текста церковной традиции вводится новый принцип исследования (scrutinium) и довода (ratio). О важности «аналитического» подхода к тексту свидетельствует неоднократное цитирование Теодульфом 1 Фес. 5:21 («Всё испытывайте, хорошего держитесь»), а также фразы Теодульфа, в которых он настаивает на проверке и анализе истинности любого утверждения вместо его безусловного приятия на основе кажущейся древности. Трактат преследовал и более широкие идеологические цели – показать превосходство над византийцами франкских богословов, способных выстроить чёткую структуру и логику текста. В первоначальный замысел авторов «Труда...» входило создание трактата из четырёх книг, каждая из которых состояла из 30 глав и краткого предисловия. Сохранились общее предисловие к трактату, первая книга (30 глав без предисловия), вторая книга (31 глава с кратким предисловием), третья книга (31 глава без предисловия; начинается исповеданием веры) и четвёртая книга (предисловие и 28 глав). Таким образом, в целом сохранились 120 глав, общее предисловие и два предисловия к отдельным книгам. В критическом издании трактата, подготовленном Э. Фриман, использовано предположение К. Хампе о едином замысле «Труда...» по логической организации полемики вокруг «Деяний» седьмого Вселенского собора и попытке создания целостного текста. Пониманию структуры трактата, задуманной Теодульфом, исследователям мешают неполная сохранность рабочей рукописи, вероятное охлаждение интереса к тщательному редактированию трактата после главы 13 третьей книги (ухудшение качества рабочей рукописи), получение в 793 г. ответа Алкуина, возможно, повлиявшего на последующие части трактата, а также существенное редактирование и переработка текста неизвестными лицами (она заметна в предшествующих частях трактата, особенно во второй книге, подвергшейся сокращению; в третьей главе третьей книги были стёрты 39 строк, в двадцатой главе – ещё десять строк). В предисловии к первой книге кратко излагаются основные темы всего трактата: значимость церковной традиции и «превозношение» греков, которые на Соборе в Вифинии (см. ст. Иерийский собор) упразднили изображения, поставленные для украшения церквей и напоминания о Боге, а «три года назад» созвали другой Собор и совершили ещё более серьёзную ошибку, призвав к «поклонению» изображениям. Предисловие завершается подчёркиванием традиционной позиции франков; упоминаются признаваемые ими шесть Вселенских соборов; от лица Карла Великого говорится о собрании епископов, которое король созвал для обсуждения ошибочного учения, которое пришло с Востока, на основе Священного Писания и трудов отцов церкви.

 



 
PR-CY.ru