«LIBRI CAROLINI» - Страница 4

Вскоре после создания трактата участники Франкфуртского собора (794 г.) в присутствии папских легатов осудили решения седьмого Вселенского собора. Таким образом, богословская позиция, получившая отражение в трактате, была принята в качестве официальной идеологии франкской церкви и государства Каролингов. По мнению исследователей, окончательному варианту «Труда...» предшествовали несколько промежуточных этапов. Так, в Йоркских анналах под 792 г. сообщается, что Карл Великий отправил в Англию текст «соборной книги, присланной ему из Константинополя», и Алкуин составил опровержение «ошибочного мнения Собора о поклонении образам» (не сохранилось). В «Деяниях Франкфуртского собора» (794 г.) говорится, что участники Собора в Константинополе анафематствовали тех, кто «отказываются поклоняться образам святых, как Святой Троице». В «Книжице» Парижского собора (825 г.) упоминаются некие «главы» (capitula) Карла Великого, которые были доставлены папе Адриану I посольством Ангильберта в 792 г., однако ни в одном из этих источников «Труд...» не упоминается. После публикации Карлом Хампе пространного письма папы Адриана I Карлу Великому с оправданием постановлений седьмого Вселенского собора и подборкой цитат из сочинений отцов церкви к «главам», которые соответствуют заглавиям разделов «Труда...», исследователям стало ясно, что документ, упоминаемый участниками Парижского собора и названный в папском послании «капитулярием против Собора» («Capitulare adversus synodum»), представлял собой подборку цитат из «Деяний VII Вселенского собора», которые франкские богословы считали ошибочными. Таким образом, «капитулярий» исследователи считают одной из промежуточных версий «Труда...». Его текст не сохранился, однако структура ответа папской курии на «капитулярий» отражает самое раннее ядро «Труда...» в том виде, как оно сформировалось к 792 г.: главы перечисляются в порядке от первой до шестидесятой (основная часть «капитулярия»), затем начинается новая нумерация – от первой до двадцать пятой (дополнения). В итоговой версии «Труда...» были фактически проигнорированы ответ папы Римского и подобранные им цитаты. Франкские богословы не могли не знать, что Папский престол одобрил решения седьмого Вселенского собора (об этом говорилось не только в ответе папы Адриана I на «капитулярий», но и в «Деяниях Собора», на втором заседании которого было зачитано папское послание императрице Ирине и императору Константину VI (785 г.) с оправданием иконопочитания). Высказывалось мнение, что тон трактата был смягчён с учётом позиции Папского престола, но Э. Фриман пришла к выводу, что, если такая редакция и имела место, она не касалась принципиальной позиции авторов «Труда...», резко отрицавших решения Собора, которые поддерживал понтифик. Исследователи полагают, что Карл Великий стремился решить вопрос об отношении к религиозным изображениям исключительно силами франкских богословов, без участия Папского престола. Однако, избегая прямой конфронтации с папой Римским, авторы «капитулярия», опровергавшие приведённые им цитаты в защиту иконопочитания (заимствованные из его письма императрице Ирине и императору Константину), ссылались на другие места из текста «Деяний VII Вселенского собора» (иногда намеренно ошибочно или неточно), где использовались те же или подобные цитаты.

 



 
PR-CY.ru