ЛАВРА - Страница 10

По внешнему устройству палестинские лавры исследователи делят на два типа: пещерные и равнинные. Лавры первого типа создавались на крутых склонах гор. Центральное здание таких лавр было небольшим, часто неправильной формы, а кельи располагались вокруг него беспорядочно; обычно они устраивались в пещерах или естественных укрытиях в горной породе. В равнинных лаврах центральное здание строилось в соответствии с хорошо продуманным планом, а кельи были расположены более упорядоченно. Археологические данные свидетельствуют о существовании не менее 19 лавр в Иудейской пустыне в византийский период: десять были расположены на склонах гор или в ущельях и девять – на равнине. Все пещерные лавры находились в пустынной зоне, в то время как большинство равнинных лавр – в районе Иерихона. Только три равнинные лавры (преподобного Евфимия, Марда и Семиустная) располагались на высокогорных пустынных плато. В центре каждой лавры было, по крайней мере, два здания: церковь и пекарня. Исследователи считают вполне вероятным, что пекарня входила в более крупную структуру, включавшую также помещения для хранения посуды и продовольствия. В источниках говорится об экономах и о кладовых лавры преподобного Евфимия, лавры Башен и Великой Лавры преподобного Саввы. Другие здания, такие, например, как монастырская гостиница, упоминаются редко и, как полагают исследователи, были только в крупных лаврах. Отсутствуют какие-либо сведения о наличии в лавре кухни или трапезной, хотя общие воскресные трапезы предусматривались уставом. Поскольку пища отшельников была очень простой, а община лавриотов сравнительно небольшой, очевидно, не было нужды в отдельной столовой. Исключение составляли крупные лавры, такие как лавра преподобного Герасима, в которой помещение для приготовления пищи было устроено в киновии, расположенной в центре монастыря. По мнению исследователей, устав общежития предполагал ежедневные совместные трапезы. В Великой Лавре столовая находилась в гостинице и предназначалась для братьев, задействованных на общих послушаниях. При преобразовании лавры преподобного Евфимия в общежитие в ней была построена трапезная. Это означает, что, по мысли основателя лавры, изначально трапезная в ней не предполагалась. Таким образом, для исследователей остаётся неясным, где происходили упоминаемые источниками воскресные общие трапезы насельников лавры. Кельи отшельников-лавриотов были разбросаны вокруг центральных зданий, иногда на довольно значительное расстояние, поэтому подавляющее большинство лавры не были окружены защитной стеной. Тем не менее, границы территории лавры, как правило, отмечались опознавательными знаками.

 



 
PR-CY.ru