ЛАВРА - Страница 6

Более опытным подвижникам разрешалось жить в отдельных кельях по заведённому распорядку: каждый лавриот пребывал в своей келье пять дней в неделю, вкушая только хлеб, воду и финики; в субботу и воскресенье лавриоты собирались в церковь киновии на общее богослужение, причащались Святых Таин и участвовали в общей трапезе; в воскресенье вечером монахи вновь удалялись в кельи. При жизни преподобного Герасима в лавре подвизалось до 70 отшельников. Им было запрещено зажигать в келье лампу или готовить пищу на огне. Они пребывали в абсолютной бедности, не заботились о своём теле, занимались молитвой и рукоделием (плели верёвки или корзины). Плоды своего труда лавриоты приносили в киновию и во второй половине воскресного дня получали от эконома недельный запас хлеба, воды и фиников. Насельники лавры в материальном отношении всецело зависели от киновии, никто из них не имел личного имущества, кроме одежды, тростниковой циновки, одеяла и глиняной миски. Лавриотам было запрещено пить евкратион (тёплый напиток, приготовленный с использованием перца, тмина и аниса), т.к. преподобный Герасим считал его допустимым только в общежитии. Согласно Уставу преподобного Герасима, монашеские кельи отшельников всегда должны были оставаться открытыми, и любой брат в отсутствие хозяина кельи при необходимости мог взять там нужную вещь. Преподобный Герасим, как полагают следователи, был первым, кто ввёл институт общежития в Иорданской пустыне. Послушники пребывали в киновии десять и более лет. После смерти преподобного Герасима (ум. в 475 г.) его монастырь, состоявший из лавры и киновии, в течение шести лет управлялся двумя монахами, братьями Василием и Стефаном, после чего была вновь восстановлена должность игумена. На начальном этапе развития лавриотского монашества подобный симбиоз киновии и лавры возникал, как правило, тогда, когда они имели общего основателя. Если основатели были разными, то киновия и лавра обычно сохраняли независимость. Так, в конце VI в. монахи лавры Марда, созданной преподобным Евфимием, проживали в отдельных кельях-пещерах на склонах одноимённой горы, подчинялись архимандриту, которого назначал Иерусалимский патриарх, при этом они были не зависимы от киновии Кастеллион, расположенной на вершине той же горы и основанной в 492 г. преподобным Саввой. Модель отношений лавры и киновии, предложенная преподобным Герасимом, получила широкое распространение после его смерти. Многие новые лавры Иорданской пустыни так или иначе ориентировались на неё. В начале VI в. монахом Великой Лавры Иаковом севернее монастыря преподобного Герасима Иорданского, недалеко от Иерихона, была основана так называемая лавра Башен. Иоанн Мосх приводит сведения о некоторых подвижниках лавры. Лавра аввы Петра Горнита, основанная в V в. близ Иордана предположительно учеником преподобного Герасима, который был обращён из монофизитства преподобным Евфимием, находилась в 300 м к югу от долины Нахаль-Прат. Элиотская лавра, в которой Иоанн Мосх провёл десять лет, была основана в VI в. неким монахом Антонием. Исследователи полагают, что она также располагалась в Иорданской пустыне, к северу от Нахаль-Прат, а не на Синае, как считают некоторые учёные.

 



 
PR-CY.ru