ЛАВРА - Страница 16

Первая община учеников преподобного Сергия фактически жила по уставу древних палестинских лавр: каждый монах сохранял определённую экономическую самостоятельность, находясь при этом под единым духовным руководством преподобного Сергия и собираясь на общие богослужения в церкви Святой Троицы. В 1355 г. по благословению Константинопольского патриарха Филофея Коккина в монастыре был введён общежительный устав. Обитель стала называться лаврой уже в XV в., как это следует из Похвального слова и «Жития преподобного Сергия», написанных преподобным Епифанием Премудрым, а также из третьей Пахомиевой редакции Жития, где Троицкий монастырь называется Лаврой или Великой Лаврой. Такое раннее употребление термина исследователи объясняют влиянием Житий преподобного Евфимия Великого и преподобного Саввы Освященного, послуживших моделью для некоторых частей ранних Житий преподобного Сергия. Официальный статус лавры монастырь получил указом императрицы Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 г. Датой основания Александро-Невской лавры, первого монастыря Санкт-Петербурга, принято считать 25 марта 1713 г., день освящения деревянной Благовещенской церкви при впадении Чёрной речки (реки Монастырки) в реку Неву, хотя уже с 1712 г. в монастыре жили иноки по общежительному уставу. В 1797 г. именным указом императора Павла I монастырь получил статус лавры. Успенский Почаевский монастырь получил статус лавры в 1833 г., спустя два года после возвращения его в подчинение РПЦ из унии. Священноархимандритами лавры были Волынские, а в 1840–1860 гг. – Варшавские архиереи. Решение о присвоении статуса лавры Свято-Успенскому Святогорскому монастырю было принято на очередном заседании Священного Синода УПЦ 9 марта 2004 г. Расцвет обители пришёлся на вторую половину XIX – начало XX вв., когда число её насельников доходило до 700 человек, а монастырский комплекс был сопоставим по размерам с крупнейшими монастырями Российской империи. В административном отношении в досинодальную эпоху лавры были ставропигиальными монастырями, т.е. подчинялись первоначально Константинопольскому патриарху, затем – митрополитам, а позднее патриархам всея Руси. В синодальную эпоху лавры подчинялись Святейшему Синоду (священноархимандритом той или иной лавры был местный архиерей). После восстановления патриаршества главой всех лавр вновь стал патриарх Московский и всея Руси. В настоящее время ставропигиальной в РПЦ является только Троице-Сергиева лавра. В Польской православной церкви наименование лавра присвоено Супрасльскому в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырю (Ławra Supraska), основанному в 1498 г. и расположеному в городе Супрасль на востоке Польши (Белостокская епархия). Титул «лавра» обитель стала носить во время наместничества архимандрита Сергия (Кинбара; 1532–1565 гг.). Настоятели Супрасльской лавры на Соборах Киевской митрополии подписывались вслед за архимандритами Киево-Печерскими. В Украинской греко-католической церкви наименование лавры имеет Свято-Успенская Уневская лавра Студийского устава, расположенная в селе Унев Перемышлянского района Львовской области. Статус лавры монастырь получил в конце XIX в., после того как в нём был принят Студийский устав (1898 г.). За многовековую историю монашества ни один женский монастырь не назывался лаврой; по мнению исследователей, это связано с тем, что женское монашество, в основном, было общежительным. Однако формальных запретов или ограничений для присвоения титула «лавра» женским монастырям не существует.



 
PR-CY.ru