ЛАВРА - Страница 15

Наряду с древними лаврами, сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России (Киево-Печерской и Троице-Сергиевой) существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причём своим возвышением эти лавры во многом были обязаны политической воле императоров. Киево-Печерский монастырь, один из первых по времени основания монастырей в древнерусском государстве, был устроен в середине XI в. преподобными Антонием и Феодосием Печерскими на началах Студийского общежительного устава. Существует мнение, что титул «лавра» был присвоен монастырю особой грамотой благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского от 1159 г., которой ему предоставлялись права ставропигии, т.е. независимости от митрополитов Киевских. Монастырь должен был впредь подчиняться великому князю и Константинопольскому патриарху. Текст грамоты сохранился в списке XVIII в., протограф его восходит к концу XVI в. и, по мнению исследователей, является «поновлением» утраченного подлинного документа, которое, скорее всего, осуществил в 1590 гг. архимандрит Мелетий (Хребтович-Богулинский), чтобы создать юридические основания, не позволяющие передать лавру униатам. Многие историки считают грамоту подложной, опираясь на выводы, сделанные митрополитом Макарием (Булгаковым). По мнению Ирины Владимировны Жиленко, сохранившийся документ является копией оригинала с позднейшими вставками. Одним из веских аргументов в пользу существования такой грамоты исследователи считают упоминание её в грамоте, данной Печерскому монастырю в 1481 г. Константинопольским патриархом Максимом III. Название «лавра» по отношению к Киево-Печерской обители употреблялось уже в XII–XIII вв. Епископ Владимирский и Суздальский Симон (ум. в 1226 г.), в начале сказания Киево-Печерского патерика о создании великой церкви Пресвятой Богородицы, называет Печерскую обитель «архимандритией всея Рускыа земля, еже есть лавра святого и великого отца нашего Феодосия». Печерский монастырь назван лаврой и в послании к некоему архимандриту Василию о схиме, послание приписывается Туровскому епископу Кириллу II. Титул «лавра» и права ставропигии Печерского монастыря вскоре потеряли своё значение вследствие разорения от монголо-татарского нашествия и зависимости от Литвы, но уже польские короли после 1569 г. постепенно возвратили лавре часть её старых привилегий, доходов и земельных владений. Титул и права ставропигии были вновь признаны патриархом Иеремией II Траносом в 1690 гг. и другими восточными патриархами в ХVI–ХVII вв. После воссоединения Киевской митрополии с РПЦ особая грамота патриарха Иоакима (Савёлова) от 1688 г. подтвердила привилегии лавры, и она стала именоваться царской и патриаршей ставропигией, оставаясь независимой от митрополитов Киевских и управляясь выборными настоятелями, архимандритами, которым были присвоены особые преимущества в богослужении. Императрица Екатерина II в 1786 г. ликвидировала эту самостоятельность, установив власть митрополитов Киевских как настоятелей и священноархимандритов Киево-Печерской лавры. Троице-Сергиев монастырь был основан в XIV в. преподобным Сергием Радонежским.

 



 
PR-CY.ru