ЛАВРА - Страница 14

В Румынской православной церкви большой известностью пользуется Нямецкая лавра, мужской монастырь, расположенный возле города Тыргу-Нямц (жудец Нямц, Румыния). В XV в. эта обитель была одним из крупнейших центров молдавской культуры и образования. Во вкладных записях ряда славянских рукописей XVII–XVIII вв. румынского происхождения термином «лавра» или «царская лавра» названы многие монастыри Молдавии и Валахии: Секу, Говора и др. По мнению Александра Ивановича Яцимирского, такое словоупотребление связано с подражанием молдавских иерархов стилю известных вкладных записей больших лавр. Под термином «царская лавра» здесь исследователи понимают обычный монастырь, пользующийся покровительством молдавских господарей, а не московского царя. Подобное явление стилистического подражания наблюдается и во вкладных записях рукописей русского происхождения. Исследователи предполагают, что это – подражание славянским рукописям, переписанным в византийских лаврах в XIV–XV вв. В настоящее время в РПЦ титул «лавра» присвоен пяти общежительным мужским монастырям, два из которых находятся на территории России (Троице-Сергиева лавра и Александро-Невская лавра во имя Святой Троицы) и три на Украине (Киево-Печерская лавра, Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра и Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра). Ещё до официального закрепления за этими монастырями статуса лавры они часто назывались таковыми в народной среде и в некоторых исторических документах. По мнению Евгения Евстигнеевича Голубинского, официальное значение названию «лавра» в Российском государстве было усвоено, по крайней мере, с конца XVII в. Вплоть до XVIII в. не было чётких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных русских монастырей присваивали себе этот титул и именовались лаврами даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI–XVII вв. назывался Великой лаврой), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. императрицы Екатерины II и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г. – трёх первостепенных монастырей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также её историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные русские монастыри назывались лаврой, с другой – некоторые существующие лавры не всегда удовлетворяли перечисленным критериям.

 



 
PR-CY.ru