ЛАВРА - Страница 13

В Грузии лаврой традиционно называются несколько крупных монастырей. Термин «лавра», применяемый по отношению к грузинским обителям, появился в источниках в X–XI вв. и не имеет какого-либо юридического значения, подчёркивающего особый статус монастыря. В Грузии так именовались и небольшие монастыри, как правило, пещерного типа с полуотшельническим уставом, и крупные общежительные обители. Наибольшую известность получила основанная в середине VI в. лавра преподобного Давида Гареджийского в составе пещерного монастырского комплекса Гареджи. В ранний период существования обители жизнь в ней носила полуотшельнический характер и проходила по правилам, близким к уставу палестинских лавр. Монастырь Шатберди, основанный в Тао-Кларджети (на территории современной Турции) преподобным Гргорием Хандзтийским (ум. в 861 г.), уже в середине XI в. назывался Лаврой или Великой Лаврой. Монашеская жизнь в Шатберди была устроена на строгих правилах по образцу Устава Великой Лавры преподобного Саввы Освященного. По распоряжению преподобного Григория из Палестины был привезён Устав преподобного Саввы и большой гимнографический сборник. По мнению исследователей, имеются в виду палестинский монашеский «Часослов» и древний «Иадгари». Также Лаврой иногда называют монастырь Шиомгвиме, монастырь Веджини в Кахети и некоторые другие обители. В соседних с Византией Балканских странах под влиянием греческой традиции крупные ставропигиальные и ктиторские монастыри назывались лаврой. В Житии Сербского архиепископа Саввы I, написанном в XIII в., упоминается Лавра святых сорока мучеников в городе Тырново (ныне Велико-Тырново), столице Второго Болгарского царства. Лавра располагалась в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра и называлась в источниках царским монастырём. В главной церкви лавры, построенной по указу царя Иоанна Асеня II в 1230 г. и освящённой в честь сорока мучеников Севастийских, был похоронен святитель Савва, скончавшийся во время посещения Тырнова 14 января 1236 г. (в 1237 г. его мощи были перенесены в Сербию). По имени главной церкви монастырь называли «Великой Лаврой святых сорока великомучеников». Тырновская Великая Лавра была, по мнению исследователей, общежительным ставропигиальным монастырёём и рассматривалась болгарской правящей династией Асеней как царская усыпальница. В источниках конца XIV в. лавра упоминается как место проведения Соборов против богомилов и варлаамитов (см. ст. Богомильство и Варлаам Калабрийский). За некоторыми крупными монастырями Сербии традиционно закрепилось наименование «царская лавра». Так, в частности, называется монастырь Студеница (39 км от города Кралево), Сопочани (близ города Нови-Пазар на юге Сербии), Жича (близ города Кралево), Высокие Дечаны (Косово и Метохия), Баньска (близ города Косовска-Митровица). Эти монастыри были основаны представителями сербской династии Неманичей, которые рассматривали их как свою задужбину (монастырь, построенный правителем во спасение души, «за душу») и неизменно оказывали им особое покровительство.

 



 
PR-CY.ru