ЛАВРА - Страница 11

Площадь, занимаемая той или иной лаврой, определялась расположением самых отдалённых келий. В лаврах, устроенных на склонах гор и в ущельях, границами являлись особенности местности. Иногда на территории лавры на видном месте возводилась башня, которая как бы выражала претензию монахов на данный участок земли. Так, при основании Великой Лавры преподобный Савва, в первую очередь, построил башню, чтобы зарезервировать участок для будущего строительства келий. В лавре Хозива начало строительства было отмечено каменными воротами. В лаврах, устроенных на ровном месте, таких как Марда и Семиустная, граница территории была отмечена длинной невысокой каменной оградой. В византийских источниках упоминания о лаврах в первоначальном смысле, как о монастырях с особой полуотшельнической жизнью, являются редкостью. Устав Христодула Патмосского (1091 г.) различает три типа монашества: общежитие, отшельничество и лавра, как нечто промежуточное между киновией и отшельничеством. Устав монастыря св. Иоанна Богослова на острове Патмос предписывал отшельникам-исихастам оставаться в подчинении у игумена киновии, заниматься рукоделием по его указанию и в субботу и воскресенье приходить в общежитие, чтобы принимать участие в богослужении и общей трапезе. В некоторых агиографических памятниках IX–XI вв. ряд сравнительно небольших монастырей называются лаврой: лавра преподобного Петра Младшего, Келливарская лавра, лавра Спасителя на Латрской горе близ Эфеса, лавра пророка Илии, лавра св. Захарии, лавра Келий на горе Олимп, лавра на горе Кимин в Вифинии, лавра преподобного Лазаря Галисийского и др. В подавляющем большинстве случаев в этих монастырях было устроено общежитие, а также было несколько отшельнических келий, в которых с благословения игумена подвизались более опытные монахи, в том числе сам игумен. Хотя любой настоятель общежительного монастыря мог разрешить отдельным монахам обители вести жизнь анахорета, не все такие монастыри назывались лаврой. По мнению Д. Папахрисанфу, название «лавра» обычно закреплялось за теми монастырями, в которых число отшельнических келий было зафиксировано письменным уставом или устным распоряжением основателя, как это имело место, например, в Великой Лавре преподобного Афанасия и Иверском монастыре на Афоне. Все византийские лавры располагались в гористой местности, вдали от крупных городов. Исключение составляют лавра св. архангела Михаила в Анапле (квартал Константинополя ) и греческая лавра Кесария, основанная в IX в. на Палатинском холме в Риме (см. ст. Кесарий и Иулиан). Общежитие в ней сочеталось с наличием нескольких отшельнических келий.

 



 
PR-CY.ru