ЛЕКЬЕН Мишель

ЛЕКЬЕН Мишель (1661–1733 гг.) – французский церковный историк и теолог. После обучения в коллеже Плесси-Сорбонна в Париже в возрасте около 20 лет вступил в Орден доминиканцев. Владел греческим, еврейским и арабским языками. Служил библиотекарем в монастыре Благовещения на ул. Сент-Оноре. Поддерживал научные контакты с Бернаром де Монфоконом и конгрегацией мавристов. Активный апологет томизма. В своих первых публикациях Мишель Лекьен выступил с опровержением учёного-цистерианца Поля-Ива Пезрона, который в вопросах хронологии отдавал предпочтение тексту Септуагинты перед еврейским текстом Библии (1690, 1693 гг. и др.). Впоследствии полемизировал также (при участии викария П. Бадуара) с П.Ф. ле Курейе, который отстаивал сохранность апостольского преемства в Англиканской церкви (1725, 1730 гг. и др.). Мишель Лекьен составил (под псевдонимом Stephanus de Altimura, 1718 г.) опровержение антилатинского сочинения «О главенстве папы» Иерусалимского патриарха Нектария; написал отзыв на антилютеранское сочинение «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского) с учётом его критики Иоганном Францем Буддеем и ответной критики доминиканца Б. Риберы; опубликовал отдельные исследования о своём родном городе Булонь-сюр-Мер, работы о Николае Мирликийском, учёном-доминиканце Аннии из Витербо; осуществил первое полное издание творений Иоанна Дамаскина (третий том, предполагавший включение сомнительных и неподлинных произведений, не вышел) и готовил к публикации сочинения Леонтия Византийского (издание не было осуществлено). Важнейшим трудом Мишеля Лекьена исследователи считают трёхтомное издание «Oriens christianus» («Христианский Восток»), который остался незавершённым, и опубликованное уже посмертно (хотя договор об издании был заключён ещё в 1722 г.). В нем Мишель Лекьен на основании многих источников (некоторые известны исследователям только благодаря этой работе) объединил сведения о предстоятелях и данные о епархиях Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархатов православных, католических и древних восточных церквей. Несмотря на значительное количество ошибок и лакун, неизбежное при столь широком охвате материала, сочинение Мишеля Лекьена заслужило высокую оценку историков как первый крупный обзор восточного христианства и незаменимое пособие по церковной географии.

 
PR-CY.ru