КАРАВАДЖО Микеланджело Меризи да

КАРАВАДЖО Микеланджело Меризи да (1573–1610 гг.) – итальянский живописец, глава художественного течения, оппозиционного по отношению к маньеризму, отличающегося ярко выраженным исканием реалистических образов, носящего в значительной мере демократический характер и обозначающегося термином «кавараджизм». Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором он родился (как живописец он сложился под воздействием искусства Северной Италии). С одиннадцати лет работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 г. переехал в Рим, который к концу XVI в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привёл с улицы цыганку, написал с неё гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени. Его реализм – это нечто большее, чем просто подражание природе; в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что даёт возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду творчества: «Обращение Савла» (1601 г.) и «Успение Богоматери» (1605–1606 гг., Лувр) для церкви Санта Мария дель Пополо. В первой из них будущий апостол Павел, а пока ещё гонитель христиан Савл, изображён в тот момент, когда он услышал глас Божий и, поражённый, упал с лошади. Кажется, что воздетые руки распростёртого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Сверхъестественность события подчёркивается интенсивным искусственным светом. В «Успении Богоматери» религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.

 



 
PR-CY.ru