КИРИЛЛ VI Танас

КИРИЛЛ VI Танас – Антиохийский патриарх с 1724 г., первый патриарх Мелькитской католической церкви.  Серафим Танас родился в Дамаске в 1680 г., был племянником епископа  Сидона Евфимия Сайфи. 3 августа 1700 г. приехал в Марсель, с 1702 по 1710 гг. обучался в колледже при Конгрегации пропаганды и веры. После возвращения в Сирию был рукоположен своим дядей в священники и вскоре стал известным проповедником; патриарх Кирилл V аз-Заим (1672–1720 гг.) назначил его «Проповедником Антиохийского патриархата». Как и многие его знакомые, Серафим Танас был сторонником восстановления единства с Римской церковью. В 1724 г., после смерти патриарха Афанасия III Даббаса (1686–1694, 1720–1724 гг.) пролатински настроенные иерархи избрали его на Антиохийский престол под именем Кирилла VI (в церемонии приняли участие епископы Неофит Насри, Василий Финас и Евфимий Фадель). Новый патриарх сразу признал главенство папы Римского. Однако Константинопольский патриарх Иеремия III (1716–1726, 1732–1733 гг.), зная о католических симпатиях Серафима Танаса, объявил его избрание недействительным, отлучил его от церкви и рукоположил Антиохийским патриархом православного кипрского монаха Сильвестра, который, пользуясь поддержкой султана, заставил Кирилла VI бежать в Ливанские горы под защиту местных эмиров и скрылся в монастыре Святого Спасителя под Сидоном. Таким образом, возникли две параллельные иерархии. Сильвестр начал преследовать сторонников Кирилла VI; многие католики были арестованы или высланы, а церкви заняты сторонниками Сильвестра. Однако гонения только укрепляли веру мелькитов-католиков. Жители Алеппо первоначально признали своим патриархом Сильвестра, но его деспотичное правление и преследование прокатолически настроенных жителей (в том числе при помощи турок) привело к тому, что многие жители города признали своим патриархом Кирилла VI и изгнали Сильвестра из города. Несмотря на постоянные запросы в Ватикан, Рим потратил шесть лет на то, чтобы вынести решение о признании Кирилла VI законным патриархом Антиохии. Признание от Рима было получено 25 апреля 1730 г., и с этого времени Мелькитская католическая церковь существует отдельно от Антиохийской православной церкви. Исследователи называют разные причины настороженности Римской курии по отношению к Кириллу VI и неспешность с его признанием, но основной считается та, что Рим надеялся, что удастся привести к унии всю Антиохийскую церковь, и лишь гонения на католиков со стороны Сильвестра вынудили католическую церковь отказаться от этого плана. Ожесточённые столкновения православных и униатов происходили весь XVIII в.; противостояние раскололо общину каждого города. Униаты больше ста лет официально не признавались турецкими властями и были вынуждены регистрировать все гражданские акты (крещение, брак, завещания, похороны и т.д.) в православных приходах. Однако поддержка православия со стороны османских властей была весьма непоследовательной, т.к. католические дипломаты успешно оказывали давление на Порту, а симпатии пашей на местах легко покупались. С санкции османского правительства Халебская кафедра (центр униатской пропаганды) получила независимость от Антиохийского престола (1731 г.). Около 1746 г. Антиохийский патриарх Сильвестр сумел вернуть Халеб под своё управление, но поколебать там позиции униатов ему не удалось (в 1757 г. он передал Халебскую митрополию в юрисдикцию Константинопольской патриархии). В 1745 г. униатский патриарх Кирилл VI Танос, воспользовавшись длительным отсутствием Сильвестра, предпринял попытку реванша и, подкупив Порту, получил указ о признании его Антиохийским патриархом. Представитель Кирилла VI прибыл в Дамаск и занял патриаршую резиденцию, а местный паша передал ему церковь и заточил в тюрьму наместника патриарха Сильвестра. Кирилл VI разослал по епархиям приказ поминать его имя в молитвах, угрожая карами за неподчинение. Константинопольский Синод срочно вызвал Сильвестра, находившегося в то время в Валахии, и добился отмены указа о признании Кирилла VI. В Сирии начались преследования униатов, сам Кирилл VI вновь бежал в Ливанские горы. Этот район, фактически неподконтрольный турецкой администрации, стал оплотом католичества. Временами ливанские эмиры даже организовывали гонения на православных в своих владениях, принуждая их к переходу в унию. Самые сильные преследования (1780 гг.) связаны с именем ближайшего советника эмира Юсефа, маронита Гандура аль-Хури. После смерти Сильвестра (1766 г.) Константинопольский Синод снова поставил Антиохийского патриарха из греков без согласования с сирийскими митрополитами. Кирилл VI Танас умер 10 января 1760 г.

 
PR-CY.ru