Словарь по христианству К КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Вселенская православная церковь, Вселенский патриархат

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Вселенская православная церковь, Вселенский патриархат

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Вселенская православная церковь, Вселенский патриархат – одна из древнейших автокефальных православных церквей. История Константинопольского патриархата начинается с 330 гг., когда древнее селение Византия (Византион) было переименовано в Константинополь. Благодаря этому Константинопольская церковь получила свой особый статус в семье поместных православных церквей. Значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других православных церквей. Император Константин I Великий (323–337 гг.) в гражданском отношении разделил всю империю на четыре префектуры: Восточную, Иллирийскую, Италийскую и Галльскую, которые, в свою очередь, разделялись на диоцезы (или округа), диоцезы – на провинции (или епархии), провинции – на парикии. Было устроено и церковное управление: епископы малых городов с прилегающими к ним сёлами и деревнями (т.е. епископы парикий) были подчинены провинциальным епископам (или митрополитам). Митрополиты подчинялись патриархам. После того, как Константинополь стал новой столицей Римской империи, положение патриарха Константинополя оказалось более высоким, чем положение патриархов Александрии и Антиохии. У него появилось преимущество чести вследствие политического значения Константинополя как столицы императоров. В третьем правиле второго Вселенского собора говорится: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». Об этом также говорится в 28-м правиле четвёртого Вселенского собора: «Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нём». А до этого времени Константинопольский епископ был подчинён Ираклийскому митрополиту, потому что Константинополь по гражданскому разделению принадлежал фракийскому диоцезу. Уже позже стали распространяться легенды, что Константинопольская церковь была основана апостолом Андреем Первозванным, и что первым её епископом был апостол от семидесяти Стахий. Эти легенды имели целью оправдать беспрецедентное повышение статуса Константинопольской церкви не только политическими причинами, но также её якобы апостольским происхождением, которое имеют другие древние патриархаты. С VII в. Константинопольский патриарх был единственным, кто имел самостоятельную власть в своём округе и решающий голос в общецерковных делах. Ему были подчинены церкви во Фракии, Малой Азии и Понте. Он возглавлял церковь в Восточной Римской (Византийской) империи. Уже в древности управленческая структура церкви была очень сложной. Она состояла из должностных лиц, разделившихся на девять пятериц. Принадлежавшие к первой пятерице имели особенно важное значение в церковном управлении – великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, хартофилакс и сакеллий.

 



 
PR-CY.ru