КИРИЛЛ I - Страница 2

После этого в Селевкии собрался Поместный собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого Кесарийский митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием Антиохийским (Константинопольский патриарх в 360–370 гг.) оклеветал и Собор, и святителя. Император подверг Кирилла I заточению. По случаю небесного знамения (видения Креста Господня в небе над Иерусалимом в праздник Пятидесятницы в 351 г.) Иерусалимский епископ отправил «Послание к благочестивому царю Констанцию». Когда воцарился Юлиан Отступник (361–363 гг.), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Кирилл I вернулся к своей пастве. Утвердившись на престоле, Юлиан открыто отрёкся от Христа, позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Кирилл Иерусалимский предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21:6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего храма Соломона сдвинулись с места, а вновь возведённые пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Всех объял великий ужас. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить. После этого небесного подтверждения предсказания святителя его снова изгнали, а Иерусалимскую кафедру занял святой Кириак (ум. в 363 г.), но вскоре он претерпел мученическую кончину (память 28 октября). После гибели императора Юлиана Кирилл I вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378 гг.) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при императоре Феодосии Великом (379–395 гг.) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. Святитель Кирилл известен, главным образом, как катехизатор. Из его проповедей (импровизаций, записанных слушателями) осталось 18 огласительных слов, истолковывающих смысл Символа веры: толкование для «во едино крещение покаяния во оставление грехов», для догматов общего православного исповедания, для «верую во единого Бога», «Отца», «Вседержителя», «Творца небу и земли» и т.д. Кроме того, у него есть тайноводственные поучения (числом 24), где он истолковывает обряды совершения и смысл таинств крещения, миропомазания, елеосвящения, евхаристии и проч. Из других его творений известны «Беседа о расслабленном при купели» и «Беседы о претворении Господом воды в вино». Творения и слова Кирилла I Иерусалимского имеют важное значение (в догматическом и экзегетическом отношении) для истории христианских догматов, таинств и обрядов (однако многие оспаривают подлинность его авторства). Скончался Кирилл Иерусалимский в 386 г.



 
PR-CY.ru