Словарь по христианству К КИРИЛЛ I

КИРИЛЛ I

КИРИЛЛ I – Иерусалимский епископ (350–386 гг.), отец церкви, аскет, святой (в православной церкви память совершается 18 марта (по юлианскому календарю), в католической церкви – 18 марта), проповедник, который пытался поднять значение Иерусалима в качестве центра всей христианской церкви. Родился в Иерусалиме в 315 г., был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, принял монашество, а в 346 г. стал пресвитером иерусалимской церкви. После смерти архиепископа Максима (333/334 – 348 гг.) стал его преемником на Иерусалимской кафедре. Иерусалим в то время находился в подчинении у митрополита Кесарийского (Кесарии Палестинской), что вовсе не устраивало Кирилла I. Его трижды смещали с кафедры по инициативе Кесарийского епископа Акакия, который требовал от него принятия арианства. Низложенный Сардикийским собором, Акакий решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора Констанция (350–361 гг.). Иероним Стридонский (около 347 – около 420 гг.) и др. причисляли Кирилла I к арианам на том основании, что посвящение в епископы он получил от арианина Акакия и затем долго дружил с полуарианами. В пользу этого мнения говорит и то, что Кирилл Иерусалимский, говоря об Иисусе Христе, не употреблял в своих сочинениях слова «единосущный», и хотя принимал Никейский Символ веры, но в церковной практике предпочитал пользоваться древним местным Символом иерусалимской церкви. Однако на первом Константинопольском (втором Вселенском) соборе (381 г.), который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский символ веры, он присутствовал как православный епископ и в актах Собора упоминается как «подвизавшийся против ариан». Чтобы доказать своё православие, Кирилл Иерусалимский прочитал Символ веры на Соборе, почему этот Символ был занесён в акты Собора (не сохранившиеся до нас). Известно, что Собор признал святителя Кирилла законным епископом. Феодорит Кирский (386/393 – 457 гг.) называет его «поборником учения апостольского». Исследователи полагают, что он был близок к Евсевию Кесарийскому (около 263 – 340 гг.), сочинениями которого пользовался в своих поучениях. Кирилл I потратил много сил на умиротворение иерусалимской паствы и на борьбу с еретиками, против которых подписал осуждение на втором Вселенском соборе. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель на дела милосердия истратил всё своё имущество. Поскольку голод не прекращался, он начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя, который нашёл приют у епископа Сильвана в Тарсе.

 



 
PR-CY.ru