КИРИЛЛ ВЕЛИКИЙ - Страница 10

Вначале уважаемый всем Востоком Верийский епископ Акакий пытался примирить Кирилла с Несторием, прося первого снисходительно взглянуть на доктрину последнего, в которой, конечно, нет ереси. Вначале это посредничество было успешным, но затем восточные богословы пришли к убеждению, что в 12 главах Кирилла Александрийского восстанавливается ересь Аполлинария. Поэтому они встали на сторону Нестория, который сам не видел в предложенном Собору послании Кирилла верного изложения своего учения, а увидел в нём зачатки таких богословских положений, которые сами могут развиться в ересь. Посланию Кирилла Александрийского он противопоставил свои 12 анафематизмов, в которых не отвечал по существу вопроса, а старался уловить Кирилла в неточностях и вывести из его слов какое-либо лжеучение. Например, в первом анафематизме Несторий привязывается к слову «плотски», грубо понимая это выражение, словно оно предполагает превращение Самого Бога Слова в плоть. И хотя восточные иерархи в этом отношении были более нейтральными, всё-таки и они находили, что заблуждается Кирилл. Во всей Антиохийской области увидели неправоту в 12 главах. Кроме того, восточным епископам были известны натянутые отношения между Константинополем и Александрией, и они были искренне убеждены, что Несторий преследуется именно как епископ Константинопольский, тем более что сам Несторий являлся даже примирителем. Восточные иерархи, во-первых, были расположены смотреть на дело Нестория как на своё собственное и не могли согласиться на его осуждение, не убедившись, что Несторий учит не тому, что они признают за истину. Во-вторых, авторитет Кирилла в их мнении не имел никакого значения. Но случилось так, что непредвиденные затруднения (голод в Антиохии, возбуждённое состояние народа, вызывавшее опасение бунта) не позволили восточным епископам отправиться вовремя на Собор. Прибыв с опозданием, они узнали, что Собор был открыт под председательством Кирилла Александрийского, что Собор одобрил сформулированные им тезисы церковного учения и провозгласил анафему Несторию. Несторий после жаловался, что «акты в Эфесе составлены не как следует, и это сделано происками и нововведением Кирилла». Доля правды в этом была. Из достоверных источников исследователям известно, что Кирилл Александрийский, опасаясь прибытия антиохийских епископов Нестория, открыл Собор вопреки протесту 68 епископов. Однако в актах об этом ничего не сказано. Кирилл Александрийский прибыл на Собор в сопровождении 50 зависевших от него египетских епископов. Всего съехалось пока 198 епископов. Представитель императора Флавий Кандидиан  тщетно указывал, что без антиохийцев Собор начаться не может. Несторий на приглашение Собора явиться предоставил решение этого вопроса Кандидиану. 21 июня он был осуждён (между прочим, за то, что не захотел повиноваться приглашению на Собор). Тем временем в Эфес прибыли епископы антиохийского округа и 27 июня открыли заседания в присутствии Флавия Кандидиана, который также жаловался, что постановление о низложении Нестория было сделано «без всякого суда и исследования». Кирилл Александрийский послал Несторию Epistola Synodica с анафематизмами и написал письмо константинопольским монастырям, где было (в том числе) утверждено почитание Девы Марии Богородицей.

 



 
PR-CY.ru