Словарь по христианству К КИРИЛЛ I Лукарис

КИРИЛЛ I Лукарис

КИРИЛЛ III Лукарис – Александрийский (1602–1621 гг.) и Константинопольский патриарх (Кирилл I; 1612, 1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635, 1637–1638 гг.), священномученик; память 27 июня. Вопреки распространённым слухам, Кирилл I Лукарис не является автором трактата «Восточное исповедание христианской веры», вышедшего в 1629 г. в Женеве на латинском языке и осуждённого позже за «протестантизм». Он был обвинён турками в сотрудничестве с Россией и убит. Родился в 1572 г. в Ираклионе на острове Крит, взят был на воспитание своим дядей, Александрийским патриархом Мелетием I Пигой (1590–1601 гг.). Получал образование у учёного монаха Мелетия (Власта), который преподавал в школе Синайского подворья. После получения общего образования продолжал учёбу под началом писателя и проповедника Кифирского епископа Максима (Маргуния). Завершал образование в греческой коллегии в Венеции и в Падуанском университете. Подвизался в Анкарафском монастыре на Крите, был начальником греческого монастыря на острове Крит. Приближённость к Царьградскому патриаршему двору, особенно к патриарху Иеремии II (1572–1579, 1580–1584 гг.), расширила его осознание состояния православной церкви. Кирилл Лукарис решил оставить спокойную жизнь в одном из богатейших критских монастырей и отправился в Египет, где Александрийская патриархия прозябала в нищете. Потом он был учителем греческого языка и ректором острожского училища (Ровенская область). На Брестском соборе 1596 г., провозгласившем унию западнорусской православной церкви с Римом, присутствовал в качестве экзарха Александрийского патриарха. В 1597 г. Мелетий I Пига, временно управляя Константинопольской церковью, объявил русских епископов, принявших унию, низложенными, а до поставления новых епископов назначил Кирилла Лукариса одним из наместников вселенского престола в Киевской митрополии. Однако в Речи Посполитой развернулись гонения на православных, Кирилл Лукарис (как и ряд других греческих клириков) вынужден был бежать из страны. После этого посетил Виттенберг, Женеву и другие центры Западной Европы. Когда польский король Сигизмунд III (1566–1632 гг.) обратился к Мелетию I Пиге за содействием к умиротворению Юго-Западной Руси, волновавшейся по поводу введения унии, патриарх в 1600 г. послал в качестве своего уполномоченного Кирилла Лукариса, который, ничего не успев сделать, вскоре был вынужден вернуться в Александрию, где в 1602 г. был избран на патриарший престол преемником Мелетия I Пиги. Как Александрийский патриарх реорганизовал финансы патриархата, чинил церкви, проповедовал, и поддерживал переписку с другими поместными церквами (особенно с Иерусалимской, Кипрской, а также с Киевской митрополией), приложил усилия для восстановления патриарших школ в Александрии и Каире. В 1612 г. краткосрочно был местоблюстителем Константинопольского патриаршего престола. Одной из главных забот для Кирилла Лукариса стала борьба с Римско-католической экспансией в Юго-Западной Руси и на Ближнем Востоке. На поместном Каирском соборе он осудил латинскую пропаганду среди христиан Египта. Западный опыт Кирилла Лукариса подталкивал его к сближению с другими европейскими силами сопротивления католичеству. В выстраивании этих связей он пользовался поддержкой послов Англии, Нидерландов в Порте. В первую очередь, он стал налаживать контакты с англиканами. В Англию были направлены на учёбу несколько молодых греков, патриарх передал в дар Английскому королю Иакову I Стюарту (1603–1625 гг.) так называемый александрийский кодекс Библии, а также послал архиепископу Кентерберийскому Уильяму Лауду ценный список Пятикнижия с арабским переводом. Несколько позднее контакты были завязаны и с женевскими кальвинистами. В 1621 г. Кирилл Лукарис был избран на патриарший престол Константинополя (как «знаменитый добродетелью и мудростью»). Своё управление константинопольской патриархией Кирилл I Лукарис ознаменовал борьбой с иезуитами, которых поддерживал французский посланник, тогда как патриарх встречал поддержку в представителях протестантских Голландии, Англии и Швеции. Происки врагов привели к тому, что турецкое правительство четыре раза лишало Кирилла I Лукариса престола, но через короткое время вновь возвращало его. Он даже добился формального изгнания иезуитов из пределов Турции.

 



 
PR-CY.ru