Словарь по христианству К КАЛЛИСТ I

КАЛЛИСТ I

КАЛЛИСТ I – Константинопольский патриарх в 1350–1354, 1355–1363 гг. Почитается в православной церкви в лике святых; память 20 июня (по юлианскому календарю). Родом Каллист I был из Константинополя, точнее, из его предместья Галаты. Где и какое образование он получил, в настоящее время неизвестно. Но, судя по его творениям и деятельности, он был весьма образованным человеком своего времени. Предполагается, что монашество будущий патриарх принял в монастыре Ксанфопул, по наименованию которого и был назван Ксанфопулос. Позднее он поступил в Иверский монастырь. Возможно, что, уже подвизаясь в скиту Магула, Каллист всё ещё принадлежал к Иверской обители, поскольку скит находился на её землях. В том же скиту он пребывал и после возвращения около 1330 г. из Парории. Вначале он подвизался на Афоне под духовным руководством Григория Синатита (около 1268 – 1346 гг.) и входил в число его лучших учеников. Это видно из отношения к нему старца, а также из последующих фактов его жизни. Каллист сопровождал преподобного почти во всех его путешествиях. В первое путешествие он отправился приблизительно в 1325–1326 гг., когда Григорий из-за нашествия турок вместе с большой группой учеников ушёл в Солунь. Через два месяца преподобный отправился в поисках «подходящего для безмолвия пристанища» лишь с двумя из них – Каллистом и Марком, оставив остальных в Фессалониках с Григорием Паламой (1296–1359 гг.) – будущим защитником исихазма и борцом за чистоту догматов православия. Удобное для молитвы место они нашли в Парории, где подвизались непродолжительное время, а потом вернулись на Святую Гору. На Афоне Каллист вместе со своим учителем построил скит близ Великой лавры св. Афанасия. Но, как и прежде, их безмолвной жизни во вновь устроенном скиту стали мешать агаряне. Спасаясь от их нападений, Григорий Синаит с учениками укрылся за стенами лавры, оттуда вместе с Каллистом в начале 1330 гг. отправился в Парорийскую пустынь. По мнению исследователей, Каллист не весь второй парорийский период был вместе с Григорием. Они полагают, «что Каллист оставил Парорию ещё при жизни преподобного Григория и отсюда ушёл на Афон, может быть, вызванный туда каким-нибудь обстоятельством, требовавшим его присутствия там». В 1341 г. Каллист присутствовал на Соборе в Константинополе, который был открыт в храме Святой Софии 11 июня. Это был первый церковный Собор из ряда Соборов, созывавшихся в течение последующего десятилетия против ереси Варлаама Калабрийского (около 1290 – 1348 гг.) и Григория Акиндина (так называемые исихастские споры). Среди подписавшихся под актом Собора есть имя и иеромонаха Каллиста. Его подпись стоит с припиской, которая говорит о том, что он прибыл на Собор как представитель скита Магула. О Соборе он был оповещён святителем Григорием Паламой, который по дороге в Константинополь из Адрианополя написал письмо в Парорию. Вероятно, осуждающе относившийся к последователям Григория Акиндина, учение которого он считал гибельной и гнусной болезнью, Каллист принимал участие в составлении документа, подписанного в 1340 г. опытными исихастами Афона и представленного на Соборе 1341 г. После Собора Каллист, видимо, не вернулся в Парорию, т.к. в мае 1342 г. он по просьбе великого доместика и главнокомандующего Иоанна Кантакузина в числе других афонцев отправился в Константинополь к императрице Анне – вдове императора Андроника III Палеолога (1325–1332 гг.), которая в то время управляла государством за своего несовершеннолетнего сына Иоанна V Палеолога (1347–1357 гг.). Целью поездки было примирение императрицы Анны с Иоанном Кантакузином, которые вели войну за обладание византийским престолом. Согласно житию, после завершения миссии примирения Каллист прибыл к своему духовному отцу в Парорию, где находился до его блаженной кончины и был свидетелем последней ожесточённой борьбы своего учителя с бесами, которую описал в житии (однако на этот счёт есть и другие мнения). На Афон Каллист, по всей вероятности, прибыл после 1346 г. и вскоре был избран протом Святой Горы. В 1350 г. по желанию императора Иоанна VI Кантакузина (1341–1355 гг.) он был возведён на Константинопольскую кафедру, занимал её при императорах Иоанне VI Кантакузине (1341–1354 гг.) и Иоанне V Палеологе (1341–1376 гг.). Однако желание императора при избрании Каллиста патриархом не было решающим. В то время в Византии, говоря словами Симеона Солунского (ум. в 1429 г.), «благочестивый царь лишь помогал и служил Церкви, содействовал её миру, прилагал свои старания к тому, чтобы права Церкви были соблюдены, а дела её проходили без раздоров и беспорядка». Таким царём по отношению к церкви считается Иоанн VI Кантакузин – сторонник исихастов и поборник христианского благочестия. Он содействовал поставлению в патриархи достойного кандидата, каким считал Каллиста, против которого (как друга святителя Григория Паламы и согласного с соборным определением, осуждавшим лживые измышления италийского Варлаама) были некоторые епископы.

 



 
PR-CY.ru