Словарь по христианству К КЛИМЕНТ XIV

КЛИМЕНТ XIV

КЛИМЕНТ XIV (Джованни Винченцо (Лоренцо) Антонио Ганганелли) – папа Римский с 19 мая 1769 г. по 22 сентября 1774 г. Родился 31 октября 1705 г., был сыном сельского врача из Сант-Арканджело (Эмилия-Романья, Италия). Получив образование у иезуитов (с 1717 г.) в Урбино, в 1723 г. вступил в Орден францисканцев, сменив имя на Лоренцо, в 1724 г. принял сан священника. После окончания теологического факультета в Коллегии св. Бонавентуры в Риме и получения в 1731 г. степени доктора Ганьянелли преподавал в течение почти 10 лет теологию в монастырских школах. С 1740 г. – ректор Коллегии св. Бонавентуры в Риме, в 1741 г. поступил на службу в курию, с 1746 г. – старший консультант Священной канцелярии (инквизиции). В 1758 г. он выступил против обвинения польских ересей в употреблении христианской крови в ритуальных целях. В 1759 г. был возведён в достоинство кардинала, хотя в сан епископа был рукоположён только во время конклава 15 февраля 1769 г., единогласно избравшего его папой под нажимом антииезуитской коалиции Бурбонов. При своём предшественнике Клименте XIII (1758–1769 гг.) стоял далеко от дел, т.к. не был расположен к иезуитам и советовал папе примириться с державами. К моменту смерти Климента XIII  Римская церковь находилась в крайне тяжёлом положении. Учения Янсения, Феврония, галликанство и рационализм находили всё больше и больше сторонников во Франции, Испании, Португалии, Неаполе и Парме. Папство, настойчиво поддерживавшее иезуитов, оказалось в оппозиции ко многим королевским дворам. На конклаве 1769 г. сторонники иезуитов составляли большинство, однако кардинал Ганьянелли был избран папой благодаря интригам послов Франции, Испании и Неаполя. Его выборы происходили в сложной обстановке, проголосовали 185 раз. Конклав понимал, что если будет выбран сторонник иезуитов, то ведущие католические державы отойдут от Рима. Это был добродетельный человек с кротким характером, строгий к себе и снисходительный к другим, имел репутацию учёного богослова и с безразличием относился к иезуитам. Его кандидатура устраивала обе стороны. Избранный в папы преимущественно противниками Ордена иезуитов, в своей первой энциклике Климент XIV обратился к католическим монархам с призывом начать борьбу с неверием, предписывал верующим повиноваться государям, выразил мысль, что благо церкви неотделимо от мира со светскими государями. Папа пытался проводить гибкую политику в отношениях с государствами, где у власти стояли представители семейства Бурбонов (Португалия, Франция, Испания), но не хотел уничтожать иезуитский Орден только в силу требований правительств, считая необходимым лично ознакомиться с делом. Однако под давлением правительств и вопреки своему желанию был вынужден в 1773 г. опубликовать бреве «Dominus ас Redemptor noster», в котором постановил распустить Общество Иисуса «во всём мире», являвшееся в течение двух веков опорой папства и главной движущей силой Контрреформации, подробно мотивировав эту меру. Исследователи отмечают, что действия Климента XIV были вызваны не неприязнью к Ордену, а лишь политической необходимостью. Кроме того, «Dominus ас Redemptor noster» был издан в форме простого декрета, а не буллы, которую значительно сложнее аннулировать. Во многих странах декрет не был опубликован, иезуитов официально не уведомили о роспуске Ордена, и они нашли убежище в некатолических странах, не подчинившихся решению папы – протестантском дворе Пруссии при Фридрихе II и в России при дворе Екатерины II (1762–1796 гг.), а также в некоторых кантонах Швейцарии. Этот шаг дался Клименту XIV нелегко, поскольку до этого он всячески поддерживал иезуитов и даже одну из своих богословских работ («Diatriba theological», 1743 г.) посвятил памяти основателя Ордена Игнатия Лойолы. Папа отказался встречаться с их генералом отцом Риччи и удалил иезуитов из своего окружения, иезуитские колледжи во многих городах были либо распущены, либо переданы местным епископам. По слухам, перед смертью Климент XIV передал своему духовнику письмо, в котором отрекался от «Dominus ас Redemptor noster». Так или иначе, результатом уничтожения иезуитского Ордена было примирение с папским престолом католических держав и возвращение церковных владений (Авиньон и Беневенто), захваченных Францией и Неаполем при Клименте XIII. Климент XIV вскоре умер, и современники были убеждены, что его отравили иезуиты. Конечно, материально связанный с иезуитами и зная их жесточайшую дисциплину, он не мог сразу отказаться от их субсидий и не опасаться за свою жизнь при ликвидации Ордена. В 1771 г. папа образовал униатскую епархию в Мукачеве для греко-католиков Закарпатья и восточных территорий Словакии. Папа пытался предотвратить первый раздел Польши (1772 г.), но его усилия не принесли желаемых результатов. Климент XIV принадлежал к числу лучших пап. Как настоящий последователь св. Франциска Ассизского он любил природу, изучал её, стремился к простоте жизни и уединению. Чуждый предрассудков, Климент XIV считал римского епископа хранителем правды на земле и хорошо понимал потребности современных государств, прославился как меценат, покровительствовавший поэтам, художникам и музыкантам (в частности, наградил орденом Золотой шпоры Вольфганга Амадея Моцарта; 1756–1791 гг.). Памятником его любви к искусству остался Климентинский музей в Риме, составляющий лучшее украшение ватиканского собрания древностей. Похоронен Климент XIV в храме Святых апостолов в Риме. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru