Словарь по христианству К КЛИМЕНТ XIII

КЛИМЕНТ XIII

КЛИМЕНТ XIII (Карло делла Торре Реццонико) – папа Римский с 6 июля 1758 г. по 2 февраля 1769 г. Родился 7 марта 1693 г. в Венеции в богатой купеческой семье (отец: Джованни Баттиста Реццонико, мать: Виттория Барбариджо). Образование получил в иезуитском колледже в Болонье, затем учился в университете в Падуе, где в 1713 г. стал доктором теологии и права. В 1714–1716 гг. изучал дипломатию в Церковной академии в Риме. В 1716 г. был рукоположён в сан священника и стал работать в администрации Церковного государства, в частности был аудитором Римского суда. В 1737 г. получил сан кардинала, а в 1743 г. был назначен архиепископом Падуи. В 1758 г. кардинал Реццонико был избран папой Римским и взял имя Климент XIII. К середине XVIII в. во многих европейских странах стало усиливаться недовольство всё возрастающим могуществом Ордена иезуитов и их влиянием при королевских дворах. В 1758 г. министр-реформатор маркиз Себастьян Жохе Помбал (1699–1782 гг.) выслал иезуитов из Португалии в Италию как «подарок для папы». В 1760 г. дипломатические отношения между Римом и Лиссабоном были разорваны. Под влиянием буржуазии французский парламент начал рассматривать вопрос о целесообразности пребывания иезуитов в стране. Поначалу им было дозволено остаться во Франции, при условии, что они изберут собственного, независимого от Рима генерал-священника, но в 1664 г. Людовик XIV (1643–1715 гг.) окончательно выслал их из Франции. В 1767 г. та же участь постигла Орден в Испании, где их позиции выглядели непоколебимыми, а год спустя – в Королевстве Обеих Сицилий. В то время как некоторые европейские государства приняли решение о запрете деятельности иезуитов на своей территории, Климент XIII, избранный при поддержке иезуитов, открыто выступил в защиту этого монашеского Ордена. Толчком послужил указ 1759 г. в Португалии, по которому иезуиты изгонялись из страны за действия против короля Жозе I (1750–1777 гг.). Климент XIII вступился за них, и дипломатические отношения между Римом и Португалией прекратились. Несмотря на противодействие папы и его секретаря, кардинала Луиджи Торреджиани, иезуиты были изгнаны из Португалии, потом из Франции. Это было уже серьёзно, и оппозиция требовала уничтожения Ордена Игнатия Лойолы. Папа долго не решался на роспуск Ордена и всячески откладывал принятие решения. В 1765 г. он издал буллу «Apostolicum pascendi», в которой называл критику иезуитов клеветой, а интересы Ордена – интересами церкви. В 1768 г. папа выступил с критикой антииезуитского правительства Пармы. Буллой «In Coena Domini» Климент XIII объявил недействительными постановления герцога Пармского и отлучил от церкви его правительство. Однако все заинтересованные державы увидели в этом вмешательстве нарушение своих прав и потребовали от папы уничтожение Ордена, но папа отказал. При Карле III (1759–1788 гг.) иезуиты были изгнаны из Испании в 1767 г. с конфискацией имущества. Однако инквизиция здесь осталась, и Верховный трибунал инквизиции (Супрема) существовал до отмены его Наполеоном I Бонапартом в 1808 г. Следствием непримиримой позиции папы стало то, что, оказывая на него давление, Бурбоны, правившие Францией и Пармой, заняли папские города Авиньон и Венессен, а Неаполь – княжество Беневенто, вынудив его пойти на роспуск Ордена. Конфликт, связанный с «делом иезуитов» в Европе, был улажен лишь преемником Климента XIII – папой Клименом XIV (1769–1774 гг.). Изгнанники наводнили Италию и своими радикальными и компрометирующими действиями создавали угрозу самому папству. В папской курии произошёл раскол, начались трения по отношению к Ордену. Климент XIII метался от одной партии к другой до самой своей смерти. Доведённый до крайности, он созвал консисторию для рассмотрения этого вопроса, но в канун встречи скоропостижно умер (как говорили, отравленный иезуитами). Климент XIII пытался также противодействовать деятельности янсенитов в Голландии и галликанизма во Франции; в 1764 г. осудил фебронианство в Германии, сторонники которого требовали для региональных церквей автономии от Рима и ограничения властных полномочий папы в пользу церковного Собора. Климент XIII открыто выступал против идей Просвещения и включил в «Индекс запрещённых книг» работу Клода Адриана Гельвеция (1715–1771 гг.) «De l’esprit», «Эмиля» Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.) и других мыслителей этой эпохи. В 1776 г. папа издал энциклику «Christiane republicae salus», в которой осудил все публикации, противоречившие католической доктрине. Внутренняя деятельность Климента XIII сводится к некоторым сооружениям в Риме и в церковной области и к осушению Понтийских болот. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru