КЛИМЕНТ VIII - Страница 2

Примирение с церковью Генриха IV после долгих переговоров, проведённых кардиналом Арно д'Оссатом (1537–1604 гг.), было самым замечательным событием понтификата Климента VIII. После паузы (сделанной, чтобы оценить его искренность) Климент VIII, невзирая на испанские протесты, осенью 1595 г. торжественно благословил Генриха IV, положив тем самым конец 30-летней религиозной войне во Франции. Торжественное примирение с королём Франции было совершено папой только 17 декабря 1595 г. – после того, как Париж и вся Франция присягнули королю, и когда дальнейшее промедление могло привести к новому расколу. Благодаря установившимся добрым отношениям Климента VIII к Генриху IV папству удалось достигнуть того, что иезуиты, изгнанные из Франции в 1594 г., снова были восстановлены там королевским эдиктом в сентябре 1603 г. Согласно другим версиям, король Франции не был прощён папой, несмотря на то, что отказался от гугенотов. Его жизни неоднократно грозила опасность (иезуиты организовали на него 18 покушений). В конце концов, Генрих IV был прощён, приняв унизительные для себя условия реабилитации за счёт притеснения протестантов: подписал указ («Нантский эдикт») о возвращении во Францию иезуитов и о придании католицизму статуса господствующей религии. Однако члены парламента поставили условие, что иезуиты изменят название Ордена и его устав. В религиозной области тогда господствовала инквизиция, гася любое проявление прогрессивной мысли и развитие свободной, не подчинённой теологии науки. Климент VIII отдал предпочтение менее радикальным доминиканцам, поскольку иезуитский Орден доставил папе много забот и неприятностей тем, что дал повод волнениям в католическом мире своим учением об отношении благодати к свободной воле человека, уклонявшимся от учения Фомы Аквинского (около 1225 – 1274 гг.) и толкования Тридентского собора. Это учение, возникшее в среде иезуитов и развитое, главным образом, Луисом де Молиной (1535–1600 гг.), слишком расширило область свободной воли человека, послужив яблоком раздора между иезуитами и доминиканцами, защищавшими авторитет Фомы Аквината. Климент VIII умер прежде, чем успел определить решение по данному вопросу, которого, впрочем, не последовало и при его преемнике – Павле V (1605–1621 гг.), который уклонился от обсуждения данного вопроса по существу. Дружба с Генрихом IV помогла папству два года спустя, когда герцог Феррары Альфонсо II умер бездетным (27 октября 1597 г.), и папа решил присоединить земли семьи Эсте к Папской области. Хотя Испания и император Священной Римской империи Рудольф II (1552–1612 гг.) признали наследником Альфонсо II его кузена Чезаре д'Эсте, они были вынуждены признать присоединение Феррары к Папской области, опасаясь конфликта с Генрихом IV. В 1595 г. Климент VIII инициировал альянс христианских держав для войны с Османской империей. Начавшаяся Тринадцатилетняя война в Венгрии («Долгая война») продолжалась всю оставшуюся жизнь Климента VIII. В том же 1595 г. шведский и польский король Сигизмунд III (1587–1632 гг.) побудил киевского митрополита и семь русских епископов к унии с Римом, отправив к папе посольство. Митрополит и епископы соглашались принять определения Флорентийского собора, а папа, со своей стороны, дал право митрополиту посвящать епископов на вакантные кафедры (но митрополит, избранный вновь, должен был получать утверждение от папы). В том же году в Рим прибыло посольство от коптского александрийского патриарха, изъявлявшего папе своё повиновение и подчинение. При содействии папы союзный договор подписали в Праге император Рудольф II и воевода Трансильвании Жигмонд Батори (Сигизмунд Баторий). Правители Молдавии и Валахии Арон Тиран и Михай Храбрый присоединились к альянсу позже. Сам Климент VIII оказал ценную помощь императору солдатами и деньгами. В 1597 г. в Японии разразилось страшное гонение против миссионеров-иезуитов. По этому поводу папа дал позволение и другим Орденам и учреждениям посылать в Японию своих миссионеров.

 



 
PR-CY.ru