Словарь по христианству К КЛИМЕНТ VIII

КЛИМЕНТ VIII

КЛИМЕНТ VIII (Ипполито Альдобрандини) – папа Римский с 30 января 1592 г. по 3 марта 1605 г. Родился 24 февраля 1536 г. в Фано (Церковная область), около Флоренции, в богатой семье, находившейся в оппозиции к знатному роду Медичи. По примеру отца Сильвестра Альдобрандини, происходившего из древней и знатной фамилии, Ипполито Альдобрандини получил юридическое образование в университетах Падуи, Перуджи и Болоньи, став затем аудиторомо (экспертом) папского престола. В 1568 г. папа Пий V (1566–1572 гг.) назначил его адвокатом консистории и аудитором Римского суда. Ипполито Альдобрандини был эффективным (а иногда и безжалостным) администратором. В сан священника он был рукоположён лишь в 1580 г., а в 1585 г. был возведён в сан кардинала, выполнял функции великого пенитенциария и папского легата в Польше, где поддерживал кандидатуру Габсбургов после смерти Стефана Батория (1576–1586 гг.) – эрцгерцога Максимилиана II Австрийского (1558–1618 гг.) – и даже добился его освобождения из-под ареста. В 1586 г. Ипполито Альдобрандини был назначен великим инквизитором. На коротком, но бурном конклаве (с 10 по 30 января 1592 г.) после смерти папы Иннокентия IX (октябрь – декабрь 1591 г.) избрание нового папы далось с трудом, поскольку оказавшиеся в меньшинстве итальянские кардиналы препятствовали избранию фаворитов короля Испании Филиппа II (1527–1598 гг.). В итоге восставшие против испанского влияния кардиналы добились своего, и 30 января 1592 г. папой был избран Ипполито Альдобрандини, который взял неполитизированное имя Климент VIII. Новый папа отличался высокими умственными и нравственными качествами, и его управление католической церковью считается одним из самых счастливых периодов в истории папства. Климент VIII показал себя мудрым государственным деятелем, основной целью которого стало освобождение папства от испанской зависимости. В исполнении своих обязанностей он отличался редким трудолюбием и добросовестностью. Каждый вечер папа приносил исповедь перед своим духовником, каждое утро сам служил обедню, по пятницам и субботам постился, лично посещал церкви, монастыри, коллегии, госпитали, благотворительные учреждения в Риме, вводил здесь так называемую непрерывную сорокачасовую молитву и т.п. Его образ жизни был умеренный и простой. В своих действиях папа обнаруживал обдуманность и осторожность. В доктринальной области Климент VIII безуспешно пытался разрешить спор между теологами-иезуитами и доминиканцами, которые дискутировали о границах влияния Божьей милости на волю грешного и спасённого человека. После длительных прений и столкновения разных точек зрения папа, познания которого в теологии были весьма ограниченными, решил не оглашать окончательного решения, и вопрос остался открытым. Климент VIII способствовал заключению Брестской унии в 1596 г., которая привела к появлению на востоке Речи Посполитой католиков восточного обряда. Однако уния лишь отчасти оправдала надежды, которые возлагал на неё папа, поскольку не привела к обращению в католичество всей Руси. Политика римского престола при Клименте VIII направлялась к тому, чтобы (по возможности) не восстанавливать против себя ни Испании, ни Франции, т.е. тех политических сил, на которых основывалось равновесие католического мира, не допускать их к открытой борьбе. Связи с Испанией при нём несколько ослабли, и апостольская столица снова сблизилась с Францией. Шаги, предпринятые Климентом VIII, позволили расширить территорию Папского государства. В религиозно-политической борьбе, происходившей во Франции, Климент VIII, как и его предшественник, встал на сторону Лиги против Генриха IV Наваррского (1589–1610 гг.). Даже когда французский король подал надежду на возвращение в католическую церковь, папа позволил только тайно сблизиться с ним: он боялся Филиппа II и фанатизма большинства своей курии. С другой стороны, папа опасался впасть в обман. Климент VIII колебался даже тогда, когда король действительно перешёл в католичество (25 июля 1593 г.).

 



 
PR-CY.ru